Заработок из-за рубежа. Подводные камни законодательства

Развитие внешнеторговой деятельности России и новое валютное законодательство , которое вступило в силу 18 июня 2004 года, позволило многим российским гражданам вполне легально покупать за границей недвижимость, инвестировать средства в ценные бумаги иностранных компаний, размещать деньги на счетах в иностранных банках и приобретать иные активы. Зарубежные вложения денежных средств могут приносить их владельцу немалые доходы (дивиденды, проценты, продажа или сдача в аренду недвижимости). Кроме того, граждане вправе работать на иностранного работодателя, получать авторские гонорары от зарубежных издательств. А ряд россиян напрямую заключают договора страхования с известными иностранными страховыми компаниями и при наступлении страхового случая получают от них страховые выплаты.

Налоговый кодекс России обязывает физических лиц - налогоплательщиков заплатить в российский бюджет налог на доходы, полученные ими из зарубежных источников (п. 3 ст. 208 НК РФ). Сразу оговоримся, что налог на доходы, полученные из-за границы, обязаны платить только те физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 дней в году, то есть являются ее налоговыми резидентами (п. 2 ст. 11 НК РФ). Поэтому, если вы в общей сложности проживаете в России менее 183 дней в году, то не обязаны платить налог со своих зарубежных доходов.

Как определить статус налогового резидента?

Статус налогового резидентства физические лица вправе определить самостоятельно, но для получения права на налоговые вычеты (зачет налога) гражданин должен обратиться с заявлением в налоговый орган по месту жительства. К заявлению следует приложить документы, подтверждающие факт нахождения физического лица на территории России.

К таким документам, в первую очередь, относится паспорт с отметками пограничного пропускного контроля о датах отъезда и прибытия на российскую территорию. При отсутствии отметок пропускного контроля доказательством нахождения лица на территории России могут служить любые иные документы, которые удостоверяют фактическое количество дней пребывания в России. Например, трудовой договор, командировочное удостоверение, справки от работодателя с копиями учетных документов.

Если физическое лицо будет признано налоговыми органами налоговым резидентом России, ему будет выдано официальное подтверждение.

Как провести зачет?

При получении в текущем году доходов из-за границы физические лица - налоговые резиденты России обязаны не позднее 30 апреля следующего года подать в налоговые органы по месту своего жительства налоговую декларацию - это правило установлено п. 1 ст. 229 НК РФ. Напомним, что за неподачу декларации в установленные сроки гражданина могут оштрафовать в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Исчислять налог со своих доходов, полученных за границей, гражданам - налоговым резидентам предстоит самостоятельно. Для этого в налоговую декларацию внесены определенные разделы и графы. К каждому виду полученного дохода налогоплательщик должен применить соответствующую ставку. Налоговый кодекс РФ устанавливает три ставки налога на возможные доходы - 13, 9 или 35 % (ст. 224 НК РФ). Так, если вы получаете дивиденды по акциям иностранной компании, то ставка налога в 2005 году составит 9 % (за 2004 год - 6 %). Если процентный доход по вкладу в иностранном банке превышает 9 % годовых, то разницу придется обложить налогом по ставке 35 %. Для иных доходов (от сдачи в аренду и продажи недвижимости, а также заработной платы) ставка налога составит 13 %.

Иногда доходы, получаемые гражданами - налоговыми резидентами России из зарубежных источников, подлежат обложению местными налогами. Во избежание двойного налогообложения Россия заключила со многими странами международные соглашения (конвенции), в которых сказано, что сумма налога, уплаченная в иностранном государстве, может вычитаться из налога, взимаемого в России. Однако сумма вычета не должна превышать сумму налога на такой доход в России, уплаченную в соответствии с российским законодательством. То есть физическое лицо - налоговый резидент России вправе при расчете своих налоговых обязательств зачесть суммы налога, уплаченные в иностранном государстве, при условии, что с таким государством у России есть действующее соглашение об избежании двойного налогообложения. При отсутствии международного налогового соглашения, налогоплательщик не имеет права на зачет уплаченных в иностранном государстве налогов (п. 1 ст. 232 НК РФ).

Как налогоплательщик приобретает право на зачет налога, уплаченного за границей?

Шаг 1

Определяем, имеет ли страна - источник выплаты дохода действующее соглашение с Россией об избежании двойного налогообложения. В настоящее время у России заключено 62 международных договора.

Если международного соглашения нет, то придется в полном объеме заплатить в российский бюджет налог с дохода, полученного в иностранном государстве.

Шаг 2

Включаем данные об уплаченных в иностранном государстве налогах в соответствующие разделы налоговой декларации. В форме налоговой декларации за 2004 год, утвержденной приказом МНС России от 15 июня 2004 года № САЭ-3-04/366@, есть Приложение Б «Доходы от источников за пределами Российской федерации, облагаемые налогом по ставке... %». Если доходы, получаемые налогоплательщиком облагаются по разным ставкам (например, заработная плата, доходы от сдачи в аренду - 13 %, а дивиденды - 9 %), то приложение Б следует заполнить в двух экземплярах - отдельно для каждой ставки.

Пример Иванов Иван Сергеевич получил в 2004 году в иностранном государстве доход от продажи квартиры в размере 100 000 долларов США. Эта страна имеет с Россией действующее соглашение об избежании двойного налогообложения. Сумма налога, уплаченная Ивановым И.С. в иностранном государстве, составила 10 000 долларов США. При расчете налога на доходы в России Иванов И.С. обязан задекларировать полученные доходы - 100 000 долл. США.

Итак, мы имеем:

  • сумма дохода, полученного из зарубежных источников - 100 000 долл. США;
  • сумма налога, уплаченная в иностранном государстве - 10 000 долл. США;
  • курс иностранной валюты, установленный Банком России на дату получения дохода - 27 руб. 60 коп.;
  • сумма налога на доход от продажи недвижимости по ставке 13 %, рассчитанная по Налоговому кодексу РФ в рублях: (100 000 долл. США х 27,6 руб.) х 13 % = 358 800 руб.;
  • сумма налога, уплаченная в иностранном государстве, имеющем с Россией действующее соглашение об избежании двойного налогообложения в рублях: 10 000 долл. США х 27,6 руб. = 276 000 руб.

Итого: сумма налога, уплаченная в иностранном государстве, принимаемая к зачету, при расчете налога на доходы в России у Иванова И.С. составляет 276 000 руб.

Эту сумму Иванов И.С. вправе вычесть из общей суммы налога при расчете своих итоговых налоговых обязательств.

Для проведения зачета налога, уплаченного за границей, помимо налоговой декларации гражданин - налогоплательщик должен представить в налоговые органы ряд документов. Об этом сказано в п. 2 ст. 232 НК РФ. Налогоплательщику необходимо приложить к декларации документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами России, подтвержденный налоговыми органами соответствующего иностранного государства. Само подтверждение может быть представлено как до уплаты налога в России, так и в течение одного года после окончания года, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налогового зачета.

Как программисту-фрилансеру легально работать с иностранными заказчиками? Поговорим о наиболее распространенных способах получения денег и разберемся, как сделать все не нарываясь на штрафы и без лишней бумажной волокиты.

3 преграды, которые мешают «выйти из сумрака»

Работать легально - значит ненаказуемо с практической стороны. Поэтому вместо сложных и длинных договоров с иностранными заказчиками многие программисты выбирают менее затратные и неконтролируемые схемы.

«Причин нежелания и нецелесообразности для частно-практикующего профи „выйти из сумрака“, по крайней мере, три. Это, во-первых, бумажная волокита. Уж очень много бюрократических препонов надо преодолеть и бумаг заполнить для соблюдения всех формальностей, связанных с работой на иностранного заказчика. Во-вторых, именно уход от уплаты налогов делает такую схему работы конкурентно-способной и выгодной для исполнителя и заказчика. Наконец, имеет значение вопрос конфиденциальности, ведь во многих случаях стороны соглашения желают скрыть от третьих лиц и особенно от государственных органов, не только его содержание, но и сам факт его заключения» - объясняет Алексей Гордейчик, управляющий группы компаний «Гордейчик и партнёры » .

Зачем легализоваться и как это сделать

Подтолкнуть «обелиться» может рост гонораров, которые становится всё сложнее скрывать от налоговой. В таком случае проще зарегистрировать ИП.

«Да, в таком случае придется сдавать отчетность в налоговую и выплачивать обязательные социальные взносы, но расчетный счет для ИП гораздо удобнее и полезнее работы со счетом физлица. Если вы работаете со счетом физлица, то постоянные поступления денег от различных организаций могут привлечь внимание сначала банка, а потом - надзорных органов. В таком случае велика вероятность быть заподозренным в незаконном предпринимательстве. Плюс, если вы проводите за границей много времени, вас могут признать нерезидентом - тогда вместо 13% подоходного налога вы будете вынуждены платить 35%. У ИП нет таких проблем, а если вы решите работать по упрощенной системе налогообложения, то заплатите всего 6% от дохода» - объясняет Мария Швецова, директор расчетного центра банка для предпринимателей Точка (ФГ «Открытие») .

Помимо интереса налоговой к открытию ИП может привести банальный отказ организации работать с физическими лицами, необходимость получать визы и кредиты. Поэтому причины работать в открытую, всё-таки, есть. О том, как оформить ИП, создано масса подробных пошаговых мануалов, например, этот .

Алгоритм работы ИП с иностранным заказчиком с прохождением валютного контроля

Веб-разработчик Кирилл Горин , работающий с клиентом из США через посредническую платформу Toptal, рассказал, как всё происходит: «Изначально кроме регистрации самого ИП, для него нужно открыть счета в одном из банков. Для работы понадобится минимум два счета - транзитный в валюте, которую планируете получать, и рублевый для расчетов. У меня еще есть расчетный долларовый, потому что я не хочу сразу переводить весь доход в рубли.

Я выбрал банк Точка, изначально выбор был не слишком осознанным т.к. отзывов было немного, но в итоге я не пожалел. У них есть внятная служба поддержки, которая очень помогает изначально наладить бизнес-процессы, если ты не занимался этим раньше. В случае каких-либо проблем с документами они звонят или присылают письмо с подробным объяснением, что нужно исправить.

Далее нужно иметь какое-то обоснование получения денег от клиента, в моем случае это соглашение с платформой Toptal - Developer Agreement. Многие банки требуют сделать перевод, но Точка справилась с этим сама. После утверждения этого договора, можно начинать получать деньги.

Деньги от клиента изначально поступают на транзитный валютный счет, с ними вы ничего не можете делать до прохождения валютного контроля. На каждый перевод я составляю по шаблону инвойс, подписываю, фотографирую и отправляю в банк. После этого в интернет-банке нужно заполнить справку о валютных операциях и распоряжение о списании денег с транзитного счета на один из расчетных. Сейчас у меня весь процесс занимает около 10 минут, после получения документов Точка обычно проводит валютный контроль до конца рабочего дня. После этого деньги в вашем распоряжении.

Также для ИП нужно вести отчетность, я пользуюсь услугами бухгалтера, который составляет для меня налоговые декларации и по другие документы по необходимости, рассчитывает суммы налогов и взносов в Пенсионный Фонд. Другой вариант - воспользоваться сервисами вроде Эльбы , там возможно настроить синхронизацию данных с банком, все ваши доходы и расходы будут учитываться автоматически, подача отчетности происходит в электронном виде. Возможно я перейду на Эльбу, потому что этот вариант выглядит для меня более прозрачным, чем работа с бухгалтером. По стоимости обслуживания разница незначительна».

Как не нарваться на штраф

О каких подводных камнях законодательства обязательно нужно знать всем, кто сталкивается внешнеэкономической деятельностью?

«Валютное законодательство устроено так, что входящие платежи постоянно проверятся. Поэтому, нужно знать несколько тонкостей. Во-первых, вы должны сами отслеживать пополнение счёта или позаботиться о том, чтобы банк вас об этом оповещал. А затем ваша задача - обосновать получение денег. Нужно показать, откуда пришли деньги и куда вы их вывели. К тому же, сделать это нужно за определенный срок. Поэтому вы либо сами отслеживаете поступление этих денег, или нарываетесь на штраф». - объясняет Мария Швецова .

Полный пакет документов для обоснования получения денег представлен в статье «Как легально работать с иностранными заказчиками, если вы фрилансер ». Там же описаны актуальные и по сей день сложности связанные с незнанием тонкостей осуществления внешнеэкономической деятельности.

«Получается, зарплатой, полученной программистом от заграничного заказчика, можно пользоваться только после того, как все документы собраны и отправлены в банк, деньги переведены на счет и предоставлен обменный курс» - предостерегает от типичных ошибок Мария Швецова .

Помимо этого, если вы самостоятельно ведете бухгалтерию, нужно учитывать, что налог рассчитывается исходя из поступлений на транзитный счет. Сумму нужно пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на дату получения и отразить в КУДиР.

Что делать, если вы не хотите волокиты с валютным контролем

PayPal

В России ИП может легально работать с PayPal , правда придется столкнуться с комиссиями (за коммерческие операции, конвертацию валют и т.д.) и определенными ограничениями.

«Для использования PayPal в бизнес-целях индивидуальные предприниматели открывают корпоративный счет (или корпоративное средство платежа в терминах федерального закона „О национальной платежной системе“) и должны знать о несколько важных ограничениях, установленных в федеральном законе „О национальной платежной системе“ в отношении электронных средств платежа:

Предприниматели могут использовать корпоративный счет PayPal исключительно для расчетов с физическими лицами;

Выводить денежные средства с можно только двумя способами - либо перевести денежные средства физическому лицу на личный счет PayPal, либо перевести денежные средства на банковский счет, информацию о котором предприниматели обязаны предоставить PayPal.

Остаток средств на корпоративном средстве платежа не может превышать 600 тысяч рублей (либо эквивалентную сумму в иностранной валюте) на конец рабочего дня. Соглашение с пользователями PayPal устанавливает меньшую сумму - на конец рабочего дня остаток на корпоративном счету не должен превышать 550 тысяч рублей (либо эквивалентную сумму в иностранной валюте). Если остаток превысит 550 тысяч рублей, то PayPal автоматически переведет сумму сверх лимита на банковский счет предпринимателя.

Также на переводы электронных денежных средств в иностранной валюте и на переводы электронных денежных средств между резидентами и нерезидентами распространяются положения о валютном контроле. Так, PayPal и налоговые органы могут запросить документы, подтверждающие правомерность совершения валютной операции и/или раскрывающие ее содержание. Однако на банковский счет PayPal перечисляет денежные средства уже в рублях, и, следовательно, на эту операцию требования валютного контроля уже не распространяются» - объясняет Наталья Яковлева, младший юрист фирмы «Толкачев и Партнеры» .

Насчет правового статуса Payoneer в России Наталья Яковлева объясняет: «Особенность предоплаченной карты состоит в том, что для использования такой карты не открывается банковский счет; чаще всего расчеты по предоплаченной карте производятся банком-эмитентом от своего имени и за счет денежных средств, предоставленных держателем карты; для предоплаченной карты всегда устанавливается лимит. В связи с тем, что для предоплаченных банковских карт не открываются счета в иностранных банках, то обязанности по уведомлению российских налоговых органов об открытии таких счетов не возникает».

То есть пользоваться Payoneer легально. При этом вся ответственность за декларирование доходов ложится на держателя карты: «В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица при получении денежных средств на карту обязаны самостоятельно произвести исчисление НДФЛ, представить налоговую декларацию, а также уплатить НДФЛ в бюджет». - поясняет Наталья Яковлева .

Вывод

Если вы хотите работать с юридическими лицами и не тратить лишних денег на комиссии - открывайте валютный счет в банке. Если же обороты небольшие и вы панически боитесь бумажной волокиты - выбирайте удобную вам платежную систему или пользуйтесь карточкой Payoneer.

Сначала учеба, потом заработок: профессия « ».

Российская компания, решившая начать свою деятельность на территории другой страны попадает под общее законодательство РФ.

Как следствие, налогообложение, уплата пошлин и иные платежи должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательных норм РФ. Рассмотрим основные принципы оплаты налогов от зарубежной деятельности.

Основная сложность при ведении бизнеса за рубежом от имени российской компании заключается в том, что велик риск двойного налогообложения.

Это происходит из-за того, что обе страны рассматривают доход компании как повод для уплаты подоходного налога. Если между РФ и той страной, в которой ведется деятельность, нет соглашения или акта относительно подобных ситуаций, компании практически невозможно отразить в декларации выплату налога за границей в качестве аргумента для снижения подоходного налога в РФ.

На сегодняшний день подобные соглашения о российском бизнесе в зарубежных странах заключены со странами ЕАЭС, а также с несколькими странами бывшего СССР. Во всех остальных случаях компании придется платить налоги полностью в соответствии с положениями налогового кодекса РФ, а также с законами второй страны. Именно по этой причине многие предпочитают вести деятельности в офшоре или же регистрировать компании в иных странах.

Налогообложение в офшорной зоне

Большинство предпринимателей рассматривают офшорные фирмы как способ оптимизировать налоговую нагрузку на свой бизнес. И, правда, офшор подходит для этого как нельзя лучше. Все дело в том, что благодаря такой фирме можно платить налоги по минимуму, а в ряде случаев даже не платить их. Конечно, взносы вносить придется, но по сравнению с налоговыми нагрузками в странах, не являющихся офшорами, данные отчисления являются просто копейками. Особое внимание стоит обратить на правила ведения дел и уплаты обязательных платежей, установленных юрисдикцией. Так, в некоторых случаях можно попасть в систему, предусматривающую двойное налогообложение, или, того хуже, попасть в немилость отечественных налоговых служб.

Стабильность ситуации в стране также играет свою роль. Бывают случаи, когда ввиду нестабильной политической обстановки происходит кардинальная смена власти, которая очень быстро проводит реформы, в том числе и в области налогообложения. В таком случае, вероятность закрытия фирмы сразу же после ее регистрации достаточно велика.

Трудоемкость регистрации офшора

У каждой юрисдикции есть свои требования по предоставлению пакета документов. В некоторых случаях требуется лишь паспорт с отметкой о прописке иностранного предпринимателя. В других же случаях потребуется внушительная пачка документов и помощь специалистов, которые возьмут за это деньги. Так, лучшим вариантом для бизнеса будет покупка уже зарегистрированной в офшоре организации. Благо, название можно сменить в любой момент. Кроме того, регистрация покупки проводится в большинстве случаев одним днем.

Важно помнить о том, что мало просто зарегистрировать компанию, ведь она должна еще и функционировать. Для этого требуется понести дополнительные расходы, например, на аренду офиса и услуги аудита. Каждая юрисдикция характеризуется своим уровнем цен. Именно поэтому об этом стоит позаботиться заранее.

ПЛАН РЕФЕРАТА

1. Введение

2. Налоговая система США

3. Налоговая система Франции

4. Налоговая система Великобритании

5. Литература

ВВЕДЕНИЕ

Основным инструментом государственного регулирования являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, преследует такие главные цели:

Достижение устойчивого постоянного экономического роста;

Обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

Создание системы социальной защиты граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;

Равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь всех этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, так как надо выплачивать заработную плату большему количеству людей, и снизится конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение – это и есть главное соотношение в экономической политике государства.

Для современных государств характерно расширение и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница заключается лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония в этом отношении на среднем уровне.

Налоговая система США

Особенности налоговой системы США

Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующим трем уровням власти: верхнего , где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; среднего , где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов; и нижнего , где собираются налоги, поступающего в местные бюджеты. Законодательные органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательством штатов.

Федеральные налоги

Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Федеральный подоходныйналог с населения составляет основную часть доходов федерального бюджета. Он взимается по прогрессивной шкале, имеются не облагаемый минимум доходов и три налоговые ставки.

Условно подсчет налогов производится в три этапа:

1. Подсчитывается валовой доход, при этом учитывается общая сумма доходов: заработная плата; доход от предпринимательской деятельности; пенсии; социальные пособия и пособия по безработице; стипендии; полученные алименты; вознаграждения; призы и награды; фермерский доход; рента; доходы по ценным бумагам; доходы по трастовым операциям и недвижимости и т.д.

2. Определяется скорректированный валовой доход. Для этого из валового дохода вычитаются разрешенные федеральным законодательством различные виды льгот, к которым относятся: торговые и производственные затраты; убытки от продажи или обменных операций с ценными бумагами; затраты, связанные с получение ренты или роялти; уплаченные налоговые взносы и др.

3. Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные льготы: необлагаемый минимум плательщика (всеобщая льгота); необлагаемый минимум на каждого иждивенца налогоплательщика; стандартные скидки для одинокого лица, для супружеской пары, для главы семьи; дополнительные скидки для лиц старше 65 лет, инвалидов; расходы по переезду на новое место жительства; расходы на медицинские цели; расходы, связанные с повышением квалификации и т.д. Кроме этого чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные взносы; налоги, уплаченные властям штата; местные налоги; проценты полученные по ценным бумагам правительств штатов и местных органов самоуправления; проценты по личным долгам и ипотечному долгу в залог недвижимости.

Налог на прибыли корпораций претерпел существенные изменения в результате налоговых реформ 80–90-х годов. Хотя фискальная роль данного налога не столь значительна по сравнению с подоходным налогом, он представляет собой важный финансовый инструмент, который правительство использует для влияния на соотношения и пропорции в экономике с целью обеспечения стабильных темпов ее развития.

Главным принципом налогообложения корпораций является взимание налога с чистой прибыли, т.е. валового дохода за исключением налоговых льгот. Его основная ставка колеблется в пределах 30-35%. Вносится данный налог ступенчато. Корпорация уплачивает 15% с первых 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тыс. дол. и 34% - на оставшуюся сумму.

Огромные льготы имеют фермерские хозяйства. Благодаря этим льготам некоторые компании сводят налоговую базу к нулю.

Отчисления на социальное страхование – вторая по величине статья доходов федерального бюджета. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран (в том числе и от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка составляла 15,02% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся сносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд оплаты труда, а только первые 48% тыс. дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления здесь имеют строго целевое значение. Тенденция здесь – к повышению ставок.

Роль акцизов , наоборот, все время снижается. Федеральные акцизные сборы установлены из товаров – на алкогольные и табачные изделия, из услуг – на дороги и автомобильные перевозки. Ставки акцизы могут устанавливаться в двух видах: в процентах к цене товаров и услуг и в долларах по отношения к определенному количеству, весу, объему товаров, а также к стоимости услуг.

Налоги с наследства и дарений физические лица платят по ставке от 18 до 55%, самая высокая ставка применяется, если стоимость имущества превышает 2,5 млн. дол.

Налоги штатов

Органы власти штатов проводят независимую налогово-бюджетную политику и вправе самостоятельно вводить налоги и сборы на своей территории. Собственные поступления составляют около 80% доходов бюджета, а оставшиеся 20% – федеральные субсидии (гранты).

Первое место в доходах бюджетов штатов занимает налог с продаж , доля которого в объеме превышает 40%. Его уплачивают потребители при покупке различных товаров. Величина налоговых ставок в разных штатах существенно варьируется. Максимальная ставка достигает 8%, средняя по штатам составляет 4-5%.

В соответствии с американскими законами общим налогом с продаж облагается как валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, так и оборот оказанных населению услуг. Некоторые потребительские товары, предметы роскоши и товары производственного назначения облагаются выборочным налогом с продаж.

Вторым по значимости для бюджетов штатов является подоходный налог с населения, он составляет около 30% в общем объеме поступлений штатов. Налогообложение доходов населения во всех штатах осуществляется по общим принципам, однако, различными являются размер ставок и величина предоставляемых по этому налогу льгот. Минимальная ставка равна 2%, максимальная – 10%.

В каждом штате могут быть различные объекты обложения данным налогом. В одних штатах это доходы проживающих в этих штатах граждан, полученные в пределах этих штатов, в других – прибыли, возникшие за пределами данных штатов. Есть штаты, в которых подоходным налогом облагаются все доходы налогоплательщиков, проживающих или работающих в них, независимо от места их получения.

Еще одним источником доходов бюджета штата является налог на прибыль корпораций . Его доля в общем объеме налоговых поступлений составляет приблизительно 7%. Этот налог является не сколько фискальным рычагом штата, сколько инструментом, при помощи которого правительство штата может воздействовать на его экономическую ситуацию и развитие наиболее выгодных для данной территории направлений производства товаров и услуг.

Практически во всех штатах взимается налог на имущество . Его уплачивают как физические, так и юридические лица. Минимальный размер ставки налога по стране составляет 0,5%, максимальный – 5%. Доля налога на имущество в структуре налоговых поступлений бюджета – около 2%.

Штатами взимается и налог с наследства . Обычно облагаются доходы наследника, ставки налога дифференцированы в зависимости от степени родства наследника и наследователя, а также от размера наследства.

На уровне штатов взимаются всевозможные акцизы : налог на разные виды топлива, налог на производство или продажу спиртных напитков, налог на добычу природных ископаемых.

Каждый штат собирает лицензионные сборы . Их ежегодно оплачивают юридические лица за право заниматься определенными видами деятельности на территории данного штата. В общем объеме налоговых поступлений штатов их доля составляет около 6%.

Еще одним налогом, уплачиваемым компаниями на уровне штат, является налог на капитал , ставка которого равна 0,75%. Также работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице .

Местные налоги

В США насчитывается почти 85 тыс. районов, входящих в юрисдикцию местных органов власти. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в бюджет, а также устанавливать величину расходов полученных средств. При этом функция по определению налогов и всевозможных мероприятий по сбору средств, которыми могут воспользоваться местные органы власти, лежит на правительствах штатов. После установления руководящими органами штатов перечня налогов, сборов и разнообразных пошлин и платежей, которые вправе взимать местные органы самоуправления, последние могут решать, какие налоги они будут вводить на своей территории.

У россиян осталось только шесть рабочих дней, чтобы заявить в Федеральную налоговую службу (ФНС) о своих зарубежных счетах.

До 2016 года сообщать о движениях на заграничных счетах должны были юрлица и индивидуальные предприниматели. С 2016 года и граждане тоже обязаны ежегодно до 1 июня отчитываться перед налоговой об операциях на их заграничных счетах и вкладах за прошедший год: сколько получил, что потратил и много ли осталось.

"Эти изменения были внесены в закон, чтобы уменьшить количество случаев неуплаты налогов и повысить наполняемость бюджета", - отмечает Павел Ивченков, эксперт центра "Общественная Дума". Также ФНС рассчитывает повысить прозрачность и контроль за валютными операциями. Ведь налогом на доходы физлиц (НДФЛ) облагаются любые доходы, отражаемые на банковских счетах за рубежом, начиная с дохода от сдачи недвижимости в аренду, заканчивая процентами по вкладам в иностранных банках.

"Но если предусмотрено международным соглашением, налог на доход от сдачи недвижимости в аренду оплачивается в той же стране и превышает 13 процентов - ничего в России платить не нужно. Если нет соглашения об избежании двойного налогообложения, налог придется заплатить в обеих странах", - поясняет Анна Левитова, управляющий партнер W1 Evans.

В инспекцию нужно предоставить налоговую декларацию другой страны и документы, подтверждающие уплату налога.

Если отчет не будет предоставлен, то владельцев счетов в иностранных банках ждет наказание по статье 15.25 Кодекса об административных правонарушениях, штраф по которой зависит от длительности просрочки. Он составляет 2-3 тысячи рублей.

Также нарушителям придется заплатить НДФЛ по ставке 13 процентов, штраф за неуплату налога в размере 20 процентов от суммы неоплаченного налога и пени за несвоевременную оплату, если на счетах, за которые не отчитались, налоговики выявят скрываемые от налогов доходы.

Кроме того, им грозит еще и штраф за несвоевременную подачу или неподачу налоговой декларации.

Сообщить надо о счетах и вкладах, закрытых в 2015 году, и тех, которые еще открыты. Если счета или вклады были закрыты до 2015 года, то отчитываться по ним не нужно.

Раньше по Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" нужно было сообщать и о наличии счета, и о движении средств, но не было четко прописанной процедуры подачи уведомления и формы сообщения движения средств, сроки, поэтому норма не работала. "Владельцу зарубежного счета не могли вменить нарушение законодательства, так как не был разработан порядок уведомления движений средств по зарубежным счетам: у людей была обязанность, но не было четкой процедуры, - пояснила "РГ" Анна Левитова. - Теперь этот пробел в законодательстве устранен, легально избежать этой процедуры уже не получится".

Однако какой-либо практики еще не сложилось, поэтому остается только догадываться, будут ли подавать владельцы зарубежных счетов уведомления в налоговую, надеясь на амнистию со стороны налоговых и валютных контролеров, или предпочтут остаться в тени.

На первых порах эксперты не прогнозируют массовой сдачи отчетности. "У российских налоговиков крайне мало инструментов для выявления заграничных счетов граждан, - пояснил Павел Ивченков. - Иностранные банки и налоговые службы очень неохотно взаимодействуют с российскими коллегами. Поэтому не стоит ожидать массовой отчетности граждан о движениях на их зарубежных счетах".

Кроме того, кому-то все равно остается выгоднее заплатить небольшой штраф, если вдруг все же выявят факт непредоставления отчета, чем сообщать о зарубежных счетах и потом платить значительные налоги. Эксперты обращают на это внимание и предполагают, что новая норма еще будет совершенствоваться.

Законопроект

У бизнеса изменится финотчетность

Компаниям придется раскрывать промежуточную консолидированную отчетность в системах общего пользования.

Законопроект об этом подготовлен правительством и скоро будет внесен в Госдуму, говорится на сайте кабмина.

Информация, размещенная в открытом доступе, должна там оставаться три года. Документ подготовил минфин. Его цель - повысить прозрачности компаний, предоставлять людям достоверную информацию о деятельности юрлиц, сформировать благоприятную предпринимательскую среду, улучшить инвестиционный климат.

Подготовила Марина Гусенко



Поделиться: