Презентация "Советский тыл во время ВОВ" презентация к уроку по истории (9 класс) на тему. Презентация на тему "советский тыл в годы войны" Презентация на тему тыл в годы войны

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Из истории создания Тыловое обеспечение войск возникло с зарождением армий рабовладельческих государств. Первые организационные формы оно получило в армии Древнего Рима, имевшей особые органы, выдававшие воинам жалованье, снабжавшие их оружием, одеждой и др. Для изготовления и починки оружия и предметов военного снаряжения имелись специальные лагерные мастерские.

3 слайд

Описание слайда:

Продовольствие закупалось у населения или собиралось как дань с покорённых народов. Небольшие запасы оружия, продовольствия, одежды и обуви перевозились за войсками в обозах. Для этого использовались выделявшиеся населением по требованию военачальников вьючные животные, повозки, средства передвижения по воде. Большое значение придавалось строительству дорог, мостов, изысканию водных источников на путях движения войск. В армиях рабовладельческих государств впервые появились казначеи, интенданты, лица, ведавшие дорожными и фортификационными работами, устройством лагерей и расквартированием войск.

4 слайд

Описание слайда:

В связи с этим во 2-й половине 17 в. во французской, а затем и в др. европейских армиях была принята Магазинная система снабжения, позже были введены подвижные магазины, которые, хотя и являлись государственными, не были подчинены вооружённым силам. С увеличением численности армий и развитием их организации (18-19 вв.) в составе частей и соединений постепенно стали создаваться штатные подразделения, предназначенные для централизованного тылового обеспечения войск и флотов.

5 слайд

Описание слайда:

С тех пор начал организационно складываться Т. в. с. в современном его понимании. С появлением во 2-й половине 19 - начале 20 вв. массовых вооружённых сил, построенных на принципах кадровой армии и ВМФ, оснащением войск и сил флота новой боевой техникой Т. в. с. становится всё более сложным и многообразным.

6 слайд

Описание слайда:

В России в начале 18 в. с созданием регулярной армии Петр I образовал две службы: провиантскую - для обеспечения войск продовольствием и фуражом, и комиссариатскую - для финансирования, обеспечения вещевым имуществом, обозом, ручным оружием. В полках имелись хозяйственные подразделения - постоянные обозы с запасами материальных средств: осуществлялись хлебопечение, сушка сухарей, заготовка мяса, пошив и ремонт обмундирования, обуви. В 18 в. были созданы лазареты и госпитали.

7 слайд

Описание слайда:

С начала 19 в. в Военном министерстве имелись комиссариатский и провиантский департаменты, вошедшие в состав образованного в 1864 Главного интендантского управления. На него были возложены функции, ранее выполнявшиеся самими войсками (снабжение всеми видами материальных средств, организация пошива обмундирования и др.): были установлены должности интендантов от главного до дивизионного. В 1900 в Петербурге были созданы интендантские курсы (в 1911 преобразованы в Интендантскую академию).

8 слайд

Описание слайда:

Применение в ходе 1-й мировой войны танков, авиации и автомобильного транспорта потребовало создания сил и средств технического, дорожного, инженерно-аэродромного и аэродромно-технического обеспечения, снабжения горючим, инструментами и др. новым имуществом. Появление химического оружия вызвало необходимость снабжать войска средствами защиты от отравляющих веществ. Сложность удовлетворения потребностей многомиллионных вооружённых сил во время войны в разнообразной боевой технике привела к значительному расширению связи Т. в. с. с экономикой государства.

9 слайд

Описание слайда:

С 1918 обеспечением войск материальными средствами ведал начальник снабжения соответствующего фронта, армии, дивизии, бригады, которому подчинялись различные службы. Важные меры по организации Т. в. с. были приняты в результате проведения Военной реформы 1924-25 (См. Военная реформа 1924-25); материальное обеспечение сосредоточено в едином органе - Управлении начальника снабжения РККА; установлен порядок взаимоотношений органов Т. в. с. с народно-хозяйственными органами; принята схема снабжения - центр - округ - часть; реорганизованы войсковые органы тылового обеспечения.

10 слайд

Описание слайда:

К началу Великой Отечественной войны 1941-45 Т. в. с., кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооружённых сил, имел также базы и склады с запасами материальных средств, автомобильные, железно- дорожные, дорожные, эвакуационные, ремонтные, инженерно-аэродромные, авиационно-технические, медицинские, ветеринарные и др. тыловые части и учреждения центрального подчинения.

11 слайд

Описание слайда:

Современный тыл Вооруженных Сил имеет в своём составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; специальные войска - автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения - инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные и др.

12 слайд

Описание слайда:

Стратегический тыл включает тыл центра (арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в постоянном непосредственном распоряжении министерства обороны и главнокомандующих видами вооруженных сил).

13 слайд

Описание слайда:

Оперативный тыл составляют базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, входящие в состав всех видов вооруженных сил.

14 слайд

Описание слайда:

Войсковой тыл образуют склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские и др. части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений. Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имеют свой тыл, состав которого определён штатами.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Советский тыл в годы Великой Отечественной Войны

Директива от 29 июня 1941 предусматривала: -введение трудовой повинности - оперативное регулирование работы предприятий и учреждений -переход железных дорог на военный график, обеспечивавший первоочередное и -быстрое передвижение военных эшелонов.

Эвакуированный Завод "767" - прессовый цех. Осень 1941г. эвакуация из прифронтовых районов промышленных предприятий осуществлялась в два этапа: - лето-осень 1941 - лето-осень 1942 г.

План эвакуации: В первую очередь вывозилась готовая продукция, неустановленное оборудование, сырье и основные материалы. Во вторую очередь - подлежащее установке технологическое оборудование на действующих предприятиях, энергооборудование и станки. В третью очередь эвакуировались транспортные средства, имущество и вспомогательные материалы.

В результате колоссальных усилий народа Советский Союз в кратчайшие сроки сумел осуществить коренную перестройку экономики на военный лад, в исключительно сложных условиях эвакуировать и пустить в ход огромные производственные мощности.

К осени 1941 г. враг захватил огромную территорию, которая давала 38% производства зерна и 84% сахара. с осени 1941 г. была введена карточная система распределения основных продуктов питания, позволившая в течение всей войны избежать случаев массового голода.

Победа русского народа в войне породила надежды у фермеров на роспуск колхозов, у интеллигенции - на ослабление политического диктата, у населения союзных республик (в особенности в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) - на изменение государственной политики.

стремление подавить возникшее социальное напряжение режим пошел по двум фронтам: с одной стороны, по пути декоративной, видимой демократизации, а с другой - усиления борьбы с "вольнодумством" и укрепления тоталитарного режима.

Учитывая сложившееся положение, СНК СССР своим постановлением от 25 июня 1941 г возложил на войска НКВД задачу охраны тыла действующей Красной Армии. Для охраны тыла каждого фронта создавались управления войск НКВД. 26 июня 1941 г приказом НКВД СССР были назначены начальники войск охраны тыла фронтов. В число задач войск охраны тыла входило: наведение в войсковом тылу порядка, регулирование движения беженцев по дорогам, задержание дезертиров, выявление диверсантов и шпионов и борьба с ними, регулирование подвоза и эвакуации имущества и др.

На войска НКВД, охраняющие тыл действующей Красной Армии, возлагается: борьба с диверсантами, шпионами и бандитскими элементами в тылу фронта; ликвидация мелких отрядов и групп противника, приникающих или забрасываемых в тыл фронта (автоматчики, парашютисты, сигнальщики и т.п.), в особых случаях (по решению Военного совета фронта) охрана коммуникаций на определенных участках. “

В соответствии с постановлением от 20 апреля 1933 года СНК СССР № 775/146 «Об организации трудовых поселений ОГПУ» ГУЛАГ ОГПУ был реорганизован в Главное управление лагерей и трудовых поселений ОГПУ. Начальником ГУЛАГ и ТП Объединенного государственного политического управления был назначен М. Берман. Статистика показывает, что на 1 июня 1944 года только в системе исправительно-трудовых лагерей и колоний ГУЛАГа имелось 56 центральных и 69 республиканских, краевых и областных управлений и отделов лагерей и колоний.

За 1941-1944 годы из числа правовых граждан ГУЛАГа было мобилизовано и передано в Красную Армию 117000 солдат и офицеров, в том числе 93500 человек из военизированной охраны. В период с 1941 по 1944 годы из ГУЛАГа было освобождено 43000 польских и 10000 чехословацких граждан. За 1941-1944 годы в народное хозяйство поступило более 2000000 бывших осужденных.

Секретным Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 19 апреля 1943 г. были созданы Управление контрразведки «СМЕРШ» НКВМФ СССР и отдел контрразведки «СМЕРШ» НКВД СССР.

Деятельность ГУКР СМЕРШ включала фильтрацию солдат, вернувшихся из плена, а также предварительную зачистку прифронтовой полосы от немецкой агентуры и антисоветских элементов (совместно с войсками НКВД по охране тыла действующей армии и территориальными органами НКВД). СМЕРШ принимал активное участие в розыске, задержании и ведении следствия по делам советских граждан, действовавших в антисоветских вооруженных группах, воевавших на стороне Германии, таких как Русская освободительная армия.

Деятельность ГУКР СМЕРШ характеризуется очевидными успехами в борьбе против иностранных разведок, по результативности СМЕРШ являлся самой эффективной спецслужбой во время Второй мировой войны.

Страна не выдержала бы такого страшного и сурового испытания, если бы не жила единой мыслью: “Все для фронта, все для победы!” Страна “ковала победу” общими усилиями всего народа. Вместо ушедших на фронт к станкам встали их отцы и матери, жены и дети.

Инициатором создания народного ополчения явилась партийная организация Ленинграда. 30 июня 1941 г. в Ленинграде началось создание добровольческих дивизий, которые стали называться ополченческими. 2 июля приступили к организации народного ополчения парторганизации Москвы и Московской области.

Народное ополчение создавалось не только в прифронтовых областях и республиках, но и в глубоком тылу: во многих областях РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Карелии, коммунистические и рабочие полки - в Эстонии, Литве, Молдавии, в Латвии - отряды партийно-советского актива. Ополченческие подразделения формировались в республиках Закавказья. Против наступавших войск врага героически сражались также многие части народного ополчения из Киева, Одессы, Севастополя, Курска, Харькова, Мурманска и других городов.


  • Учитель Жилёнене С.В.

План урока

3.Образование и наука.

4.Деятели культуры-фронту.

5.Церковь в годы войны.


Задание на урок

Труженики тыла


1.Советское общество в годы войны.

Война коренным образом изменила жизнь людей. Сначала была надежда на то, что боевые действия переместятся на территорию врага, но вскоре стало ясно, что в ходе войны решается судьба самой стра-ны. Зверства фашистов привели к советских людей к необходимости беспощадной борьбы с агрессором Сталин в своей речи 3 июля неожиданно произнес: «Братья и сестры!» Люди поняли необходимость сплочения и самоотверженности в борьбе и это стало предпосылкой партизанского движения.

Беженцы на дорогах


2.Перестройка экономики на военный лад.

Угроза оккупации прифронтовых районов заставила начать вывоз оттуда всего самого ценного-оборудования, сырья людей и т.д. эту деятельность возглавил Совет по эвакуации . За короткий срок на Восток было переброшено огромное количество грузов За 5 месяцев было эвакуировано 1500 крупных предприятий и 10 млн человек, на новом месте для них возводили новые производственные помещения, или объединяли с уже существующими предприятиями(Танкоград).

Эвакуированный

завод на

новом месте.


2.Перестройка экономики на военный лад.

Многие производства были перепрофилированы на выпуск военной продукции. В декабре 1941 г. падение производства прекратилось и начался его рост. В середине 1942г. перестройка жизни страны на военный была успешно завершена, хотя западные эксперты считали, что нам понадобится на это не менее 5 лет. Советская экономика в итоге выиграла соревнование у экономики фашистской Германии и это стало одной из причин нашей победы в войне.

Детей войны приравняют

к труженикам тыла


3.Образование и наука.

Война нанесла тяжелый удар по системе образования. Тысячи школ были разрушены, не хватало учебников и тетрадей. Но работа школ продолжалась даже в осажденных Севастополе, Ленинграде, Сталинграде и других городах.В оккупированных районах обучение детей прекратилось.

Научные центры в годы войны переместились на Восток. Сюда были эвакуированы научно-исследовательские институты АН СССР.

Военная

школа.

1942 г.


3.Образование и наука.

В годы войны советские ученые работали на нужды армии. Академик Е.Патон, разработал новый метод сварки стали, позволявший получать сверхпрочные танковые корпуса. А.Иоффе создал первые в мире радиолокаторы. Медики разработали методику переливания крови и впревые начали применять пенициллин.

В 1943 г. Началась разработка советского ядерного оружия. Конструкторы работали над созданием новых образцов вооружения.

Пато́н

Борис Евгеньевич


4.Деятели культуры-фронту

С первых дней войны тысячи деятелей советской культуры ушли на фронт. Защищая Родину, погибли А.Гайдар и Е. Петров. Фронтовыми корреспондентами работали М.Шолохов, К.Си-монов,А.Фадеев и др. В осажденном Лениграде продолжали работать О. Бергольц, В.Инбер, Д.Шостакович.События тех дней нашли отражение во «Фронтовых дневниках» К.Симонова,

И.Эренбурга, Н.Тихонова

Михаил Шолохов


4.Деятели культуры-фронту.

Другие представители культуры выезжали на фронт в составе артистических бригад.В Средней Азии на объединенной киностудии продолжали снимать кинофильмы.Огромную популярность приобрели лирические песни(«Огонек»,«В землянке»,«Катю-ша» и др.)Д.Шостакович в осажденном Ленинграде написал Седьмую симфонию, которая летом 1942 г.была исполнена в осажденном городе. В Москве, Ленинграде продолжали работать театры.

В блокадном Ленинграде исполнена

(«Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича


5.Церковь в годы войны.

К 1941 г.на свободе осталось 7 епископов Русской Православной церкви. Местоблюститель

патриаршего престола митрополит Сергий 22 июня 1941г.призвал верующих на защиту Родины. Его примеру последовали лидеры других конфессий. Церковь не только вела идеологическую работу, но и собирала средства для нужд фронта. В этих условиях Сталин в сентябре 1943 г. восстановил патриаршество и освободил часть священников.

Священники и монахи – ветераны

Великой Отечественной войны


Ответим на вопросы:

Докажите, что труженики тыла внесли существенный вклад в разгром гитлеровских захватчиков

МКОУ «Уржумская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по истории

9 класс

Тыл в годы Великой Отечественной войны

Учитель истории:

Чуева Галина Хабибуловна

2012 год

Тема урока: Тыл в годы Великой Отечественной войны.

Цель урока: Создать условия для изучения жизни советского тыла в годы Великой Отечественной войны, его роли как одного из факторов победы над Германией.

Помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.

Развитие умений учащихся: анализа исторического документа,

Обобщения, исследовательской деятельности,

коммуникативных навыков речевого взаимодействия,

Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа.

Содействовать воспитанию любви и гордости за свою малую Родину.

Форма урока: Изучение нового материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Основные понятия: тыл, мобилизация, Государственный Комитет Обороны, доблестный труд.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

На фоне песни «Вставай, страна огромная!» и плаката «Родина – мать зовет» учитель говорит о продолжении изучения раздела, посвященного Великой Отечественной войне. (презентация слайд 1)

Тема нашего с вами сегодняшнего урока: «Тыл в годы Великой Отечественной войны.» .

Цель занятия продолжить изучение темы «Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.» и подробно остановиться на изучении темы «Советский тыл в годы войны»

Мы сегодня с вами должны познакомиться с жизнью советского тыла, его ролью как одного из факторов победы над фашистской Германией.

Эпиграфом к уроку очень подходит высказывание В,О, Ключевского « В истории России войны – это тяжкий труд всего народа» (пр. слайд 2)

В этом высказывании, на мой взгляд, кроется и проблемный вопрос, который мы должны разрешить на уроке.

План урока

Тыл в годы Великой Отечественной войны.

1. «Отечество в опасности»

2. Эвакуация. Жизнь людей в тылу.

3. Образование и наука.

4. Деятели культуры – фронту

5. Православная Церковь в годы войны.

Учитель:

Раскрытие проблемы морально-психологического состояния советского общества в годы войны, работа учащихся с историческими документами. В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил Первый Заместитель Председателя СНК, нарком Ин. Дел В,М, Молотов (первой группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение 1)

«3 июля1941 года по радио выступил Сталин, обращаясь к народу с историческим воззванием: «Братья и сёстры» В речи говорилось о необходимости единства народа перед лицом смертельной опасности.

(второй группе предлагается изучить текст этого обращения и ответить на вопросы к тексту) (Приложение2 , 3 сл.3)

Сталин называет войну, которую развязали фашисты, всенародной, Отечественной. Обращаясь к народу со словами «Братья и сестры!», Иосиф Виссарионович говорит об общей для всех беде, которая нависла над Советским Союзом. Чувство единства многонационального народа и власти в час смертельной опасности позволило забыть многие обиды и ошибки властей и мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Учитель: (пл. Родина мать зовёт)

Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

  1. Эвакуация. Жизнь людей в тылу.

Учитель:

Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом сов. Людей в первые годы пятилеток. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования, МТС,

Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых восточных район страны более 2 тыс крупных предприятий и свыше 12 млн. человек

Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов

К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин, встали женщины и дети Работали дети 12 – 13 лет по 11 12 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики. Заполнение схемы «Труженики тыла»?(слайд 5-19)

Учитель:

Героические усилия советских людей не пропали даром К середине 1942 года завершился переход экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский.

Не обошла война и наше село. Из нашего села на фронт ушли

не вернулись с полей сражения, не считая раненных и пропавших без вести. «Всё для фронта, всё для победы!» С этими мыслями жили и трудились наши односельчане в годы войны, проводившие на фронт сыновей, отцов. мужей.

Говоря о героических подвигах народа, особенно хочется отметить трудовой подвиг наших односельчан. Учащиеся нашей школы проводили исследовательскую работу об истории нашего села и жизни односельчан. Ими написана исследовательская работа: «Летопись родного села».

О том, как жили уржумцы в те тяжёлые для страны годы послушайте сообщение учащегося.(Из воспоминаний труженицы тыла, Дунаевой Елизаветы Максимовны)

Учитель:

Вся тяжесть в эти грозные годы легла на плечи женщин и детей Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись нашей истории.

  1. Образование и наука.

Учитель: Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий. В уцелевших часто размещались военные госпитали. О развитии науки в годы войны

(Слайды 20-23)

Практическое задание с использованием карты: покажите на карте районы, куда были эвакуированы научные центры и учреждения Академии наук. (Научные центры переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию.)

Слайд 11. Закрепление п.4. Практическое задание "Проверь себя" .

Чаплыгин С.А., Келдыш М.В., Христанович С.А. -разработки в области аэродинамики

Иоффе А.Ф. - первые советские радиолокаторы

Лавочкин С.А. - первые советские самолеты-истребители

Учитель: Как мы видим советские учёные внесли огромный вклад в победу. Все основные изобретения были сориентированы на разгром врага.

  1. Деятели культуры – фронту

Учитель: С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А,. Фадеев, К.М.Симонов, А,Т, Твардовский и мн. другие. Каждый четвёртый из них не вернулся с войны. Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием как на фронте так и в тылу. Мужество героев – блокадников было воспето в «Ленинградской поэме» О. Бергольц.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Более 40 тысяч деятелей искусства побывали на фронте за годы войны. Самым любимым музыкальным жанром стала лирическая песня «Вечер на рейде» В. Соловьёва – Седого, «Тёмная ночь» Богословского, «В лесу прифронтовом» Блантера.

Особый зрительский успех имели фронтовые песни артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им побеждать.(песня «Темная ночь» из кинофильма, слайды 24-26)

5. Церковь в годы войны.

Учитель: В годы войны церковь заняла активную позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения, но и оказала значительную помощь государству, проявила заботу об укреплении боевой мощи Красной Армии. По призыву митрополита Сергия были собраны средства на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольем, партизанами, оказывали помощь мирному населению. Многие из них были убиты гитлеровцами.

Такая позиция Церкви получила всемирную поддержку со стороны как населения, так и власти. В сентябре 1943 года состоялась встреча руководителей церкви со Сталиным, который пошёл навстречу их пожеланиям и разрешил избрать нового патриарха (им стал Сергий) образовать Священный Синод, открыть несколько духовных семинарий, освободил из заключения священников.

Эти шаги власти были связаны с возрождением религиозной жизни на оккупированной территории. Кроме того, государству не удалось искоренить религиозные верования крестьян, которые составляли большую часть Красной армии.

Вывод. Учитель:

Теперь давайте попытаемся сделать вывод, обращаясь к проблеме, которую мы ставили в начале урока. «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа»

Ответы учащихся, учитель делает общий вывод

Чрезвычайные меры(Увеличение рабочего времени, отмена выходных, суровые наказания за опоздания, эвакуация и налаживание производства на Урале, подчинение жизни тыла фронту и т.д..) , предпринятые руководством страны, позволили создать экономические предпосылки коренногоперелома.

Учитель:

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны.

Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора. Родина высоко оценила подвиг тружеников тыла, 199 тысячи из них было присвоено звание героев Советского Союза, более 204 тыс. награждены орденами и медалями

Специальной медалью за добросовестный труд в ВОВ было награждено 16 млн.рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.

Призыв компартии «Всё для фронта, всё для победы!» был активно поддержан всем советским народом.

События ВО войны оставили в душе наших людей такой след, который вот уже многие годы не стирается. И чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстаёт Великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства,

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне И об этом надо помнить всегда

Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни. И совершенно прав поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как правда нам нужна.(Слайд31)

Домашнее задание: п. 31. Написать эссе на тему: Вклад членов моей семьи в разгром врага .

Рефлексия.

Из выступления по радио И.В.Сталина

Товарищи! Граждане! Братья и сёстры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается… Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идёт, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили свою работу на новый, военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага…

Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшая над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма.

Как оценил Сталин характер войны, которую развязали фашисты?

Какой по характеру являлась эта война для советского народа?

Из выступления по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М. Молотова

Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявление претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством…

Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне, и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным уважением к своим обязанностям, к своему труду... Весь наш Советский народ теперь должен быть сплочён и един, каждый из нас теперь должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достоянной настоящего Советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над фашистской Германией…

Правительство призывает Вас все граждане и гражданки Советского Союза ещё теснее сплотить свои ряды, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

В чем выражает уверенность правительство Советского Союза, обращаясь ко всему Советскому народу?

Тыл – это половина Победы, даже больше. Маршал Г.К. Жуков День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось долгих четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям. Их имена заслуженно вносятся в Книгу Памяти Саратовской области. Именно труженики тыла явились тем арсеналом, который обеспечил успешное ведение войны и полный разгром немецко-фашистских захватчиков. Солдат тыла заслужил своим самоотверженным трудом вечную память. Низкий поклон тем, кто ковал Победу для фронта в тылу.

Труженики тыла Рабочие оборонных и градостроительных предприятий. Изобретатели и ученые. Труженики сельского хозяйства Творческая интеллигенция: писатели, поэты, музыканты, художники.

Всеобщая мобилизация перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции мобилизация и перестройка работы транспорта мобилизация продовольственных ресурсов для снабжения армии и городов мобилизация всех средств на нужды войны

Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза авиамоторов в 5,4 раза танков в 2 раза дизельных моторов в 4,6 раза

Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Мальчишки мужали. Мальчишки взрослели Им только бы жить начинать сорванцам Как их завертели такие метели, Какие, пожалуй, не снились отцам. С. Наровчатов

Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб.

Члены колхоза «Борьба» вносят сбережения на постройку авиаэскадрильи.

Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность - сырьем.

Труженики села - фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За 1941-1944 гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна

Как помогали фронту 12-летние дети? Победа добывалась на фронте, а оружие ковалось в тылу. Дети труженики тыла.

И. П. Бардин Разработка технологий изготовления новых сортов стали для нужд танкостроения.

И.В. Курчатов Разработка ядерного оружия.

Константин Симонов Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

Лирическая песня Самым любим жанром в годы войны стала лирическая песня. Такие песни, как « Темная ночь», «В лесу прифронтовом», « Катюша», «Огонек», «Землянка», «Скромненький синий платок» и, конечно же, «Священная война» Александрова.

Изобразительное искусство Изобразительное искусство в основном было представлено плакатами и карикатурами.

Награды за труд в Великой Отечественной Войне

Медаль «За трудовое отличие» Первый Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью "За трудовое отличие " был подписан 15 января 1939 года В годы Великой Отечественной войны медалью было награждено б олее 44 тысяч человек Награждено 2.146.400 человек Автор проекта медали художник И.И.Дубасов

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» У чреждена указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года В соответствии с Положением о порядке вручения медали, утвержденным Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 21 августа 1945 года, этой медалью награждались лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, на транспорте, в совхозе, МТС не менее одного года в период июнь 1941 года - май 1945 года. Н аграждено более 16 миллионов человек (16 096 750). Авторы рисунка медали – художники Андрианов И.К. и Романов Е.М.

Говорят, что в третьем тысячелетье Изменилось всё на огромной планете: Изменились законы, изменились понятия, Увлеченья пристрастья, виды занятий… Что другая растет молодежь и что ей Никакого нет дела до дедовских дней, Будто ей наплевать на историю в целом, Что в ней память чужда, в ней душа оскудела. Только не все это правда! Помнит нынешняя молодежь… Помнит и никогда не забудет, Потому что без памяти жизни не будет!



Нападение Германии на СССР потребовало от страны перевода экономики на военные рельсы, т.е. развития и максимального расширения военного производства. Предусматривался перевод экономики на военные рельсы с учетом сложившейся обстановки на фронте и в стране, увеличение выпуска оружия, боеприпасов, производства горюче смазочных материалов и другой продукции первостепенной значимости, в перебазировании предприятий из прифронтовой полосы на восток, в создании государственных резервов. Советская экономика в годы войны прошла в своем развитии два этапа: первый перестройка народного хозяйства на военный лад (июнь 1941 г. осень 1942 г.), второй рост военного хозяйства (осень 1942 г. сентябрь 1945 г.). Перестройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции; во-вторых, перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.


В годы войны резко снизилась численность рабочей силы. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн. рабочих и служащих, то в 1942 г. всего 18,4 млн. Сокращение количества рабочих и служащих было тесно связано с ростом численности вооруженных сил, которая с июня 1941 г. по май 1945 г. выросла с 5,4 млн. до 11,4 млн. человек. В годы войны оказалось в крайне сложном положении сельское хозяйство. В гг. были потеряны важнейшие сельскохозяйственные районы. На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. До минимума были сокращены капиталовложения в село. Исключительно острым оставалось положение с трудовыми ресурсами на селе. На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. Наиболее тяжелым оказался 1943 г. Засуха поразила основные сельскохозяйственные районы. Валовая продукция сельского хозяйства составила в 1943 г. 37% от уровня довоенного 1940 г. Резко снизилась урожайность зерновых. Перелом наступил только в 1944 г.


Несмотря на успехи промышленности, 1942 год был особенно трудным для сельского хозяйства страны. Из-за оккупации противником важных продовольственных районов СССР существенно сократились посевные площади и валовой сбор зерновых. Потери, понесенные сельским хозяйством, были значительны, резко ухудшилось его материально - техническое снабжение,остро ощущалась нехватка рабочей силы. К концу года число трудоспособных колхозников по сравнению с довоенным временем сократилось вдвое, уменьшился машинный парк МТС и совхозов, не хватало горючего, сократилось производство минеральных удобрений. Все это сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции. Перед тружениками деревни была поставлена задача освоить новые земли на востоке. За короткое время были увеличены посевные площади на 2.8 млн. гектаров.


На нужды фронта, в интересах победы трудились работники науки и культуры. Наука сосредоточилась на разработке военно-технических проблем, мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны. В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по расщеплению ядра урана под руководством академика И.В.Курчатова. Советские танки Т- 34, KB превзошли лучшие немецкие образцы. В «борьбу умов» внесли вклад авиаконструкторы А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, С.В.Ильюшин (создатель штурмовиков, лучшим из которых стал ИЛ-2 «летающий танк»), А.Н.Туполев, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, В.М. Мясищев, создатели авиамоторов А.Д.Швецов, В.Я.Климов, А.А.Микулин и др. Большую помощь бойцам оказали медики, в частности, главный хирург Красной Армии академик Н.Н.Бурденко. Предложенный им метод лечения ранений черепа сульфамидными препаратами позволил резко, с 65 до 25%, снизить смертность среди раненых. Н.Н.Бурденко


Советский тыл Молодежь – фронту Во втором полугодии 1941 года в работу включились 360 тысяч учащихся 8-10 классов. Уже на третьем году войны доля рабочих и служащих в возрасте до 18 лет в различных отраслях промышленности составляла от 40 до 60% Сбор средств Добровольная помощь трудящихся позволила направить на фронт: Более 2,5 тыс.самолетов Более 5 тыс. танков По займам и лотереям свыше 118 милрд. руб. Труженики села- фронту! 80% всей рабочей силы в деревне составили – женщины, старики и дети За гг. колхозы и совхозы дали стране 4,3 миллиарда пудов зерна Рабочий класс – фронту! С 1941 по 1944 гг. увеличилось производство самолетов в 3,3 раза, авиамоторов в 5,4 раза, танков в 2 раза, дизельных моторов в 4,6 раза.



Поделиться: