Люди проводники между миром мертвых и живых. Посредники между миром мертвых и живых

Смерть, как и жизнь — она естественна, хотя и вызывает у нас не самые приятные эмоции. Мы думаем, что знаем о смерти все. Но так ли это? А, часто ли вы слышали фразу: «За ним уже пришли». Кто пришел, и зачем?

Есть предположение, что это проводники душ, которые приходят в назначенное время, чтобы помочь душе умершего перейти из этого мира в другой, чтобы душа не затерялась между нашим и загробным миром.

Медики, которые работают с престарелыми или безнадежно больными людьми, говорят о необычных вещах, которые происходят с человеком незадолго до смерти. Например, больные начинают общаться со своими давно умершими родственниками и видят ясные и красочные сны. За один два дня до смерти у таких больных появляется «переходное» выражение лица, которое совсем не соответствует живому. Также медики замечают, что от людей в предсмертном состоянии веет неким непонятным холодом. А дети и домашние животные даже кое-что видят.

Проводники. Рассказывает очевидец Иван

Каждое лето на школьные каникулы я ездил в деревню к любимой бабушке. Бабушка была добрым и светлым человеком, в деревне ее все любили и уважали. Я любил вместе с ней ходит в лес и собирать разные ягоды и травушки. В эти моменты она рассказывала много интересного о живой и мертвой воде, о хозяине диких животных и леса, о домовых и русалках… Сказания были настолько интересными, что казалось, эти образы вот-вот встанут живыми перед моими глазами.

Однажды вечером бабушка сказала мне: «Пора мне уже на тот свет отправляться. Заждались меня там. Я уже и проводников видела». Я тогда не поверил ей, и подумал: «Ох, это надо же такое выдумать!».

Как-то раз я проснулся посреди ночи, мне приснился страшный сон. Я уже и не помню, что мне приснилось, но мне было так жутко, что я решил выйти во двор подышать свежим воздухом. Проходя мимо бабушкиной комнаты, я заглянул в приоткрытую дверь, и… обомлел от ужаса.

Сгусток рассеянной черной тени, которая была похожа на черный дым от горящей резины, расплывалась над бабушкиной кроватью. Эта тень принимала самые причудливые формы, иногда она была похожа на человеческие тени. Мое тело сковал невероятный страх, мне хотелось верить, что это все мне снится.

Многие слышали или знают о людях-проводниках, имеющих дар «проводить» живых людей в мир «иной», посредством погружения их в своеобразный транс. Но многие ли слышали о людях, которые могут стать другими людьми, не меняя при этом оболочки, облика?

Люди – проводники

Магия, сверхъестественное, колдовство, переселение… Называйте как угодно, но присмотритесь – нет ли среди вас и ваших знакомых такого человека? Или вы сами есть такой человек?

Живет человек своей жизнью, со своей семьей, ходит на работу, увлекается любимым делом – и вдруг, его родные и близкие люди начинают замечать, что его привычки, его самые простые каждодневные действия и предпочтения в еде, в одежде, в напитках, его манера речи и поведение совершенно меняется. Любил человек синий цвет – теперь любит желтый, пил горячий зеленый чай – стал пить холодный черный с молоком. Сначала это какие-то незначительные изменения. И списывают их на «изменение вкуса с возрастом».

Первые признаки вселения другой сущности

Но это первые звонки. Сам такой человек начинает странно себя чувствовать:

  • Появляются, временные провалы в памяти. Например, лег спать днем, а проснулся ночью и что было, не помнит, а находившиеся рядом люди говорят, что он совсем не спал, а смотрел кино.
  • Обнаружение у себя навыков и умений, каких раньше не было – знание иностранных языков, увлечение определенной маркой автомобиля, оружия и т. д.

Некоторые моменты доводят просто до истерии, человек не помнит имена соседей и друзей, дни рождения своих детей, адрес дома и работы, не подозревает, что у него уже 8 лет живет собака.

  • В общественных местах впадает в замешательство при выборе кабинки туалета «М» и «Ж».
  • Здоровается с незнакомыми ему людьми.
  • Ночью практически не спит, много думает и размышляет о вещах и событиях совсем ему неведомых ранее, а иногда видит себя со стороны спящим.

Каждый из нас хотя бы однажды замечал некую последовательность событий в собственной жизни, без которой не было бы благополучного настоящего или необходимых знаний, от нас не зависящих. То есть, к примеру, если бы один человек не привел бы нас к другому – мы бы не получили того, что сейчас имеем. Знакомо?

Для чего они к нам приходят?

Меня часто спрашивают: кто такие люди-проводники? Чтобы не пускаться в пространные дебри метафизических понятий, я приведу простой пример. Все святые, которых мы знаем, раскрывшие в себе божественный потенциал, – это и есть проводники: Иисус, Будда, Пророк и т. д. Они шли к простым людям, несли им исцеление и особенные знания. Их имена не поглотило время – каждый шаг и каждое слово сохранены и цитируются на всех континентах бесконечно. Для своего же времени они были людьми. Проводник – это человек, который может предвидеть будущее, более того, он его чувствует и может подсказать вам, куда идти и стоит ли принимать то или иное решение. Сегодня он может быть просто вашим другом, хорошим знакомым, попутчиком в поезде, таксистом, смешной и трогательной старушкой, которая остановила вас на улице...

У каждого из нас есть свое предназначение, свой путь. Для того чтобы пройти его, жизнь посылает
нам помощников – проводников. Их задача – своим присутствием, советами довести человека до определенного места или определенного периода в жизни. Или предостеречь. По завершении отрезка жизненного пути вполне возможно, что появится новый проводник, который так же своим присутствием помогает человеку пройти следующий отрезок пути. Создается ощущение, что появляющиеся в жизни человека люди словно передают эстафету друг другу для того, чтобы тот, кто идет по пути, шел дальше, не останавливаясь в своем развитии.

Эстафетная палочка

Ко мне на прием записался известный актер. Когда вечером принесли с ресепшена журнал посещений, я увидел, что популярный и заслуженный человек, узнав о том, что запись осуществляется за несколько недель вперед, не стал сетовать и ссылаться на свои привилегии, а просто и скромно попросил записать его на ближайший свободный день. Разумеется, я позвонил ему тут же и пригласил к себе, отлично понимая, что у человека тоже жесткий график, и если он идет к белому колдуну, то ему очень нужна помощь.

Актер, интересный, яркий, ироничный и веселый, совсем не производил впечатление человека,
который находится в опасности. тем не менее, он поведал интересный факт: сыграл громадное количество ролей в театре и кино, но никогда судьба не сводила его больше с режиссерами, у которых он уже работал. Мужчина называл фамилии, их знает вся страна, одна из них – режиссера и актера, который славится своей династией в кинематографе и тем, что органически привязывается к актерам, которые кочуют у него из фильма в фильм. так вот, нашему герою и тут не удалось закрепить свой успех. Снялся в одной картине, а в другую – не позвали. Притом, что отзывы о предыдущей работе были блестящие!

– У меня мощная востребованность, я постоянно снимаюсь, есть достаток. Вроде бы все хорошо, – рассказал артист. – Но от меня уходят друзья, я теряю близких людей. Мы не ссоримся, нет, просто в какой-то момент перестаем быть друг другу интересными. Во мне что-то не так? Я вижу, как люди дружат семьями, встречают праздники, и за столом – одни и те же лица, а у меня – каждый раз новая компания. Даже жена у меня четвертая – я ее люблю, конечно, но мне кажется, что может быть и пятая. Словно какая-то энергетическая дыра сквозь меня проходит. Я паникую, плохо себя чувствую, у меня по этому поводу развивается фобия. Это не блажь – я чувствую, что очень близок к кризисной ситуации. Мне кажется, что я не умею себя вести с людьми, раз они уходят...

В реальности все не страшно и очень просто. Наша энергетика воспринимает людей как попутчиков и
проводников. Попутчики могут быть кармически интересными, они даже похожи на проводников, но их роль крайне мала в нашей жизни. Они бредут рядом, но не подталкивают к новым свершениям, с ними нет никакого развития.

Я объяснил знаменитому артисту, что все его прекрасные роли и работы в театре и кино с именитыми и прекрасными режиссерами – это ступеньки пути, где проводники передают его друг другу, и он поднимается все выше. Ведь все же в жизни складывается хорошо! актеру везет чрезвычайно, он – в руках сильных и необычных людей, дви-жение вперед происходит непрерывно. Это же здорово! Но у него очень тонкая карма, биополе, как и у всех артистов, истощено, поэтому я ему посоветовал мой авторский амулет, который поможет и в творчестве, и в личной и материальной жизни.

Уйти нельзя вернуться

Бывает такое, что задача проводника не выполнена до конца, но он все равно уходит. Это происходит,
когда люди еще не готовы идти вместе. Для этого необходима обоюдная готовность. Случается, что роль проводника для идущего человека состоит в том, чтобы провожать его на пути в течение нескольких отрезков жизни. Человек, которому он служил проводником, является и его проводником тоже. Понимаете, о чем я? Каждый друг для друга является проводником! Главное – понять и почувствовать это. Умный, четко ощущающий вибрации своего биополя человек никогда не ошибется – он увидит своего проводника и ни за что его не отпустит!

В реальности есть люди, которые до самой смерти могут быть друг для друга проводниками. Их объединяет гармония душ, понятий, биоэнергетики, цели. К примеру, это могут быть истинные друзья, муж и жена, коллеги, родственники.

Если люди возвращаются, чтобы быть друг для друга снова проводниками, значит, раньше они не смогли обрести гармонию, не было условий. Сейчас у них снова есть путь, отрезок времени, чтобы обрести эту гармонию. Не прозевайте ее, друзья.

И напоследок – обязательная молитва для помощи и защиты. Читать ее нужно три раза над водой в открытом сосуде, после чего выплеснуть воду в цветок или на землю.

«Не бегу от людей, не боюсь ветра,
Не смотрю на сосны, где черен закат.
От воды и солнца жду ответа,
Я – прав и не виноват...»

Музыка из мира мертвых

В своих работах Е.И.Рерих говорил о том, что в будущем, когда духовный уровень человека достигнет более высокой ступени, среди людей будет появляться все больше и больше медиаторов - людей, которые способны воспринимать из других миров информацию творческого и научного характера. Медиумические способности – это самые примитивное средство связи между мирами (и между мертвыми и живыми).

В силу этого медиумы имеют возможность передавать сообщения только самого общего, обыденно-житейского характера. Медиаторы в отличие от медиумов представляют из себя людей гораздо более высокой духовно-психической организации. Как раз медиаторам должна в будущем принадлежать способность так называемого духовного познания, основанного на инсайте, то есть озарении, вдохновении, приходящем из высших, творческих сфер пространства.

Что представляют из себя медиаторские способности, возможно понять, ознакомившись с разными примерами получения из мира мертвых творческой информации некоторыми нашими современниками. В западных СМИ и в книгах английских исследователей давно уже фигурирует имя Розмари Браун, англичанки, которая пишет музыкальные произведения, в которых лучшие музыкальные эксперты и критики узнают стили то Бетховена, то Брамса, то Листа. При этом сама Розмари Браун не скрывает своих сравнительно скромных способностей и познаний в музыке. О присущих же ей удивительных способностях она говорит открыто и по простому: она пишет музыку не сама, а под диктовку умерших великих композиторов!

Знаменитый британский композитор Ричард Ронди Беннет так комментирует способности Розмари: «Многие способны импровизировать, но без многих лет учебы нельзя подделать музыку таким образом. Я бы сам никогда не смог подделать что-либо под Бетховена». Концертный пианист Хефзиба Менухин дал аналогичный отзыв о записях Розмари Браун: «Я смотрю на эти записи и удивляюсь. Каждый фрагмент в точности совпадает со стилем композитора».

Розмари Браун уверяет, что начало столь необычному творческому содружеству с композиторами прошлого было положено, когда ей было только 7 лет. Как раз в это время девочку посетил некий дух и рассказал ей о том, что ее ждет в будущем. После этого визита прошли годы и Розмари увидела старый портрет Франца Листа и… узнала в нем духа, приходившего к ней в детстве. Кроме Листа, с Розмари начали вступать в телепатический контакт и другие композиторы, среди которых были Брамс, Шопен, Стравинский. А Дебюсси, при жизни отличался тем, что видел целые картины в пространстве в то время, когда он сочинял музыку, передает через Розмари больше живописных образов, чем музыкальных записей. Розмари Браун говорит, что музыканты дают ей уже совершенно законченные произведения и она записывает их для обнародования.

Феномен Розмари Браун и ее необыкновенные заявления вызвали огромный интерес в музыкальных кругах. Однажды при встрече со знаменитым композитором Леонардом Бернштейном Розмари передала ему свое произведение, будто бы специально написанное для него Рахманиновым. Розмари сказала Бернштейну, что явившийся к ней призрак Рахманинова попросил ее передать это произведение именно Бернштейну. Переданная Розмари музыка произвела на композитора огромное впечатление.

Как заявил Розмари дух дирижера Дональда Тови (вероятно, от лица всех ее «потусторонних сотрудников»), композиторы передают ей свои произведения с того света не просто из удовольствия или тщеславных побуждений. Великие композиторы, оставившие этот мир, стараются вызвать интерес к явлениям духовного порядка у тех людей, которые могли бы, используя свои интеллектуальные способности, непредвзято исследовать подлинную природу сознания и души человека. Как говорится во всех эзотерических учениях душа человека бессмертна, если она эволюционирует, а не деградирует. И души великих композиторов продолжают свои любимые творческие занятия и . Может быть, именно это стремятся доказать нам великие композиторы, передавая свои произведения через «музыкального» медиатора Розмари Браун.

Однажды с Розмари Браун произошел любопытный случай, еще раз подтверждающий ее способность к телепатическому общению с душами ушедших. Один немецкий журналист, наслышанный о необычных возможностях Розмари, навестил ее, чтобы взять у нее интервью. Беседуя с Розмари журналист высказал ей свое недоверие в отношении ее способностей передавать музыку умерших композиторов. Тогда миссис Браун спокойно сказала журналисту, что именно сейчас дух Франца Листа находится в одной комнате с ними, попросту журналист не видит его. Корреспондент, ненадолго задумавшись, вдруг быстро заговорил с духом Листа на немецком языке, которого Браун вообще не знала. А после произошло нечто невероятное: Розмари сообщила журналисту, что Лист ненадолго оставил их, а после возвратился вместе с какой-то женщиной, которую Розмари раньше не видела.

Тем не менее она начала описывать журналисту как выглядит женщина, и краски сошли с лица скептично настроенного гостя миссис Браун. Как оказалось, журналист попросил Листа привести его (то есть журналиста) умершую мать. Лист выполнил его просьбу, а Розмари Браун в деталях описала внешность умершей матери журналиста. Не понимая немецкого, Розмари не знала, о чем журналист попросил Листа. И даже если бы она знала немецкий язык, все равно она никогда в жизни не видела женщину, внешность которой описала в точности, вплоть до мельчайших подробностей! Эти невероятные факты заставляют поверить в то, что способность передавать информацию творческого характера из одного мира в другой действительно существует.


Надо заметить, что Розмари не единственный «посредник между миром живых и мертвых» в мире музыки и не единственный человек, который общается с душами умерших музыкантов. Британский пианист Джон Лилль, один из победителей международного конкурса имени Чайковского, рассказал, что стать знаменитым музыкантом ему помог дух Бетховена. Все началось, когда Лилль, занимаясь в Московской консерватории, готовился однажды к выступлению на конкурсе. Во время репетиции музыкант стал почувствовать, что за ним кто-то пристально наблюдает. Оглянувшись, Джон увидел странно одетого человека, в котором он узнал Бетховена. С того времени, по утверждению пианиста, дух великого композитора сопровождал его на многих конкурсах. Лилль видел его призрак во многих городах, где ему приходилось бывать в связи с концертной деятельностью.

О своих контактах с духом одного из великих композиторов прошлого - Генделя уверяет еще один музыкант, Клиффорд Энтикнэп. С его слов, дух Генделя передал ему ораторию продолжительностью четыре с половиной часа, части которой впоследствии были записаны Лондонским симфоническим оркестром и хором имени Генделя. Критики с одобрением отнеслись к музыке, правда, слова оратории им не понравились.

Клиффорд Энтикнэп стал, вероятно, первым музыкантом, в какой-то степени объяснившим механизм передачи музыки гениальными композиторами прошлого современным музыкантам. Энтикнэп сказал, что в одном из его прошлых воплощений Гендель был его учителем, именно потому у него наладился телепатический контакт с душой Генделя. Эти слова дают возможность понять, почему способность передавать музыку в этот мир из мира мертвых дается одним и не дается другим. Для этого, конечно, потенциальному посреднику между двумя мирами необходима не только соответственная духовно-психическая организация, но и определенные кармические связи, сложившиеся между композиторами и медиаторами, передающими их музыку в наш мир.

Небесный консилиум

Еще один пример медиаторских способностей - в этот раз в области медицины - является удивительная деятельность необразованного шахтера Хозе де Фрейтаса из Бразилии, известного под псевдонимом Ариго. Благодаря своим уникальным способностям за последние 15 лет его жизни Ариго вылечил больше двух миллионов человек. В маленьком горном городке Конгоньяс-ду-Кэмпу Ариго каждый день принимал больше 1 000 пациентов в день. Как ему это удавалось? Целитель проводил прием больных довольно оригинальным способом: очередь пациентов медленно двигалась прямо перед сидевшим за столом Ариго, и тот, едва кинув взгляд на стоявшего перед ним человека, что-то быстро набрасывал на листках лежавшей перед ним бумаги. Эти беглые записи были рецептами, написанными на немецком или португальском зыках, а лекарства, приготовленные по ним в простых аптеках, оказывались на удивление эффективными.

Способности Ариго заинтересовали ученых. 1968 год – невропатолог Андрэ Пуариш из Америки, совместно с исследовательской группой, в состав которой входило шесть врачей и восемь ученых других специальностей, провел исследование чудесных способностей Ариго. На глазах исследователей перед целителем прошло больше 1 000 человек, и он, не дотронувшись ни до одного из пациентов и в среднем затратив на каждого из них меньше одной минуты, поставил более тысячи диагнозов, сопроводив каждый диагноз рекомендациями относительно лечения и выписав соответствующие рецепты.

В своих отчетах об исследовательской работе с Ариго Пуариш написал: «Стало ясным, что мы сможем подтвердить 550 диагнозов из 1 000, так как в этих случаях мы были способны определить заболевание. В оставшихся 450 случаях мы сомневались в правильности нашего диагноза, потому как у нас не было необходимого оборудования. В случаях, когда мы были уверены в диагнозе, нам не удалось обнаружить у Ариго ни одной ошибки». Кроме этого, американский исследователь отмечал, что Ариго необыкновенно точно и подробно выписывал рецепты, хотя и тратил на каждый не более нескольких секунд. Многие его рецепты включали до 15-ти разных лекарственных веществ с точными официальными названиями, указаниями количества, пропорций и дозировки. Примерно пяти пациентам из ста Ариго называл диагноз, но не выписывал ничего говоря при этом: «Простите, я не в силах вам помочь». Врачи из группы Пуариша подтвердили: все эти больные в действительности были безнадежными.

В чем же кроется секрет удивительных способностей целителя? Ариго пояснил исследователям, что ему помогает лечить людей некий голос, который он слышит правым ухом (как тут не припомнить христианское поверье о том, что за правым плечом человека стоит ангел, а за левым - черт?). Как уверял сам Ариго, этот голос принадлежит духу немецкого врача - доктора Фрица. Доктор Фриц, по словам Ариго, умер в Эстонии в 1918 году. Помогая Ариго в его медицинской практике, этот дух, в свою очередь, советовался с душами японского хирурга и французского врача. Ариго рассказал о своих «запредельных» помощниках еще некоторые сведения, даже биографические подробности из жизни этих людей. Но несмотря на это, исторических свидетельств об их жизни и деятельности обнаружены не были. Судя по тому, как объяснял свои способности сам Ариго, он был настоящим целителем-медиумом, осуществлявшим свою медицинскую практику при помощи целого «небесного консилиума» из душ умерших некогда врачей.

При этом Ариго был не только прекрасный терапевт, но и уникальный хирур. Его способности в хирургии напоминали методику филиппинских хилеров. Правда, в последние годы своей жизни Ариго занимался только диагностикой. Вероятно, это объяснялось прежде всего тем, что целителю пришлось два раза отсидеть в тюрьме за то, что он занимался медицинской деятельностью, не имея на то официальной лицензии. До своего заключения Ариго не только ставил диагнозы и выписывал рецепты, но и проделал тысячи сложных операций в абсолютно немыслимой обстановке.

Операции проводились им в совершенно нестерильных условиях, в качестве инструментов он использовал кухонный нож и простые ножницы, а сами операции делал окруженный толпами детей. Очевидцы рассказывали, что его работа походила на хирургию «в центре лондонского вокзала в час пик». Пуариш говорил об операции на толстой кишке, очевидцем которой он стал. «Ариго попросил больного спустить брюки. Потом он взял нож, вытер его о рубашку, сделал большой разрез, развел брюшные мышцы, вытащил кишки и спокойно отстриг от них кусочек, словно резал сосиски. После он взял оба конца кишки, засунул их обратно и соединил края передней брюшной стенки… Он никогда не использовал нитки. В заключение Ариго сильно хлопнул больного по животу и сказал: “Ну, все”».

Как только не старались объяснить механизм чудодейственной хирургии целителя исследователи! Считали, что все это гипноз, галлюцинации или хитроумные манипуляции Ариго. Но все эти предположения довольно быстро отпали. Во-первых, операции Ариго неоднократно снимали на кинопленку официальные исследователи. Их мнение было однозначно: еще никому в мире не удавалось загипнотизировать кинокамеру. Во-вторых, анализы крови и тканей, извлеченных из тел пациентов в ходе операций, подтверждали их принадлежность прооперированным, что также свидетельствовало о подлинности этих непостижимых операций. Подытоживая свои исследования способностей Ариго, Пуариш сказал: «Он делает это. Я не могу сказать вам, как. За неделю он один излечивает не меньшее количество больных, чем огромная клиника, и, я думаю, делает это не хуже».

Ариго скончался в 1971 году, унеся тайну своих с собой. Официальная наука так и не могла дать объяснений природы его целительских возможностей. Несомненно одно: международный небесный консилиум, помогавший Ариго в его врачебной практике, не напрасно выбрал своим земным сотрудником именно его - человека, не имевшего специального медицинского образования. Проводить сложные хирургические операции кухонным ножом с помощью одних только советов из мира иного невозможно. Природные способности Ариго явно имели что-то общее с возможностями лусонских хилеров. В учении Агни Йоги у этого «что-то» имеется определенное название - психическая энергия. Только она одна может заменить собой необходимые для хирургического вмешательства стерильность и анестезию. Феномен Ариго заключался в том, что он был не только «передатчиком» огромных медицинских познаний, но и носителем психической энергии невиданного потенциала, позволявшей ему проводить эти уникальные операции.

В истории сохранилось имя еще одного целителя, чей дар тоже был связан с силами иных миров. Это знаменитый на весь мир ясновидящий . Он диктовал своим пациентам рецепты и в подробностях объяснял все особенности лечения, находясь в особом трансе, который некоторые называли сном. Э.Кейси утверждал, что все рецепты, которые он сообщал своим пациентам, диктовали ему Высшие Силы. Они же сообщали ему информацию о том, что произойдет в мире в ближайшем будущем.

Даже благодаря этим единичным примерам возможно представить себе, насколько может возрасти творческий потенциал сознания человека, если оно научится сотрудничать с эволюционными, духовными силами иных миров. Если обращение человеческого разума к иноматериальным силам зла несет в себе его собственное порабощение, а также непоправимый вред всему окружающему, то сотрудничество человека с творческими силами иных миров открывает перед человечеством принципиально новый эволюционный виток, новую эру в развитии науки и искусства.

Учёные говорят, что после смерти с нами не происходит ничего, кроме разрушения организма. Однако человечеству свойственно выдумывать загробные миры и считать, что там нас встречает некий проводник душ в царство мёртвых. А кто может быть проводником в мир живых? Мифология не придумала названия для этого персонажа. Его придумала сама жизнь. Это врач-реаниматолог. Корреспондент «Кота Шрёдингера» провёл утро с одним из таких проводников - Сергеем Царенко и узнал, каково это - вытаскивать людей с того света.

7:02 Просыпайтесь, вы вышли из комы!

Глаза слепит от яркого солнца, рвущегося в окна. Потолок, стены - всё отражает этот свет и усиливает его. Белые простыни на койках пациентов в отделении реанимации и интенсивной терапии, белые матерчатые перегородки между ними - чувствуешь себя словно в бесконечной заснеженной степи, где так же больно смотреть по сторонам и так же отчего-то страшно…

О, приходит в себя! - встревоженно говорит дежурная медсестра.

Главный анестезиолог-реаниматолог Лечебно-реабилитационного центра Минздрава Сергей Царенко склоняется над пациентом - мужчиной лет сорока с перевязанной головой. Многочисленные трубочки соединяют его тело с разнообразными приборами. Он приоткрывает глаза и тут же зажмуривается, пугается этой яркой белизны вокруг.

Просыпайтесь, просыпайтесь, доброе утро! - призывает его вернуться доктор. За его спиной снуёт медперсонал.

Этого пациента недавно вывели из комы. Но возвращаться оттуда, где с тобой ничего не происходит, видимо, тяжело. Тем более туда, где такая суматоха.

«Не надо зазнаваться, нет в этой работе ничего героического, и подвигов никаких нет. Спасение пациента - просто тактическая задача...»

Мужчина делает глубокий вдох. Его уже сняли с аппарата искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Почувствовав, что может дышать сам, он снова приоткрывает глаза.

Утро доброе! - повторяет Сергей.

До-до-брое! - сипит в ответ мужчина и кивает в знак приветствия.

Начинается утренний обход пациентов отделения реанимации - так проходят первые часы каждого нового дня врача Сергея Царенко.

7:15 Гадкая гордыня

Повязка на голове намокает содержимым черепной коробки. Это не сукровица, а именно жидкость, которая омывает головной мозг, - объясняет мне медсестра, уже стоя у кровати другого пациента. - Поступил к нам вчера. Состояние отрицательное.

В этой палате лежат тяжёлые больные. Я стою в стороне, дабы не путаться под ногами, и издалека наблюдаю за работой доктора и его коллег.

У него на пропофол реакция плохая, тахикардия начинается. Дышать сам не может, только на ИВЛ, надо седатировать, - продолжает сестра, объясняя ситуацию уже не мне, а главному реаниматологу.

Тогда вместо пропофола морфий, - отдаёт распоряжение Царенко. И продолжает: - Взять посевы мочи, крови, из трахеостомы. Провести бактериальный анализ.

Он обсуждает с коллегами, какие препараты отменить, назначает новые. Осматривает ещё пару больных и мчится дальше.

Вы же всеми жизненно важными функциями человека управляете. Это прям какое-то всемогущество… - бормочу я, пытаясь успеть за доктором и завязывая на ходу верёвочки одноразового халата, который на меня натянули при входе в отделение.

Мысли о всемогуществе очень опасны для врачей. Многие, особенно в молодости, через это проходят. Но не надо зазнаваться, нет в этой работе ничего героического, и подвигов никаких нет. Спасение пациента - просто тактическая задача, - ловко заворачивая на поворотах, ведёт меня по запутанным больничным коридорам Сергей.

Экстренную реанимационную помощь обычно оказывает целая бригада врачей: один делает непрямой массаж сердца, другой уколы, третий устанавливает катетер в центральную подключичную вену, четвёртый проводит искусственную вентиляцию лёгких - и всё это нужно делать слаженно, быстро и точно.

Когда пациент на грани, каждый из врачей должен следить за поступающей на мониторы информацией - пульс, давление - и реагировать на все изменения молниеносно. Это всё тактика. Наверное, больше всего на это похожа работа авиадиспетчера, - рассуждает Сергей. - От его действий ведь тоже зависит жизнь людей, он ими тоже, можно сказать, управляет. А всемогущество, гордыня - это лишнее, гадкое чувство.

Вы с таким отвращением про него говорите, будто вам довелось его распробовать.

Было дело. Я пошёл в медицину, потому что хотел спасти человечество, - Царенко резко оборачивается и ехидно ухмыляется. - Да, вот так - с размахом, пафосно - себе эту работу представлял. Ну, я и сейчас идею про спасение не оставил, просто стал относиться к ней реалистичнее и спокойнее. А когда только пришёл в нейрореаниматологию, думал, что я уже суперкрутой профессионал: всё могу и уж точно всё знаю. Это всегда так кажется до первой серьёзной ошибки.

До чьей-нибудь смерти?

Уфф, слава богу, летальных ошибок у меня не было. И в этом мне невероятно повезло. А мог бы, наверное, кого-то похоронить из-за своего высокомерия, если бы вовремя не притормозил и не включил голову. Но были ошибки, которые приводили к осложнениям. Повзрослеть мне тогда помогли старшие коллеги, с которыми я работал в институте Склифосовского. Теперь я так же работаю со студентами факультета фундаментальной медицины МГУ и Медицинской академии последипломного образования. Рассказываю молодым свои истории, за которые мне было стыдно. Просто признаюсь, что я - человек, который теперь их учит, - совершал ошибки и до сих пор от них не застрахован. Надеюсь, они это поймут. Знаете, есть у медиков такая привычка, особенно у реаниматологов, - всегда сомневаться в себе и своём больном. Я никогда не скажу наперёд, что со всем справлюсь и вытащу пациента. Никогда не скажу, что больной выздоравливает, пока не выпишу его из отделения.

7:38 Мода на недоверие

В палате на мониторах мелькают цифры, гудят приборы ИВЛ. На койке лежит бабушка, за неё дышит аппарат. Царенко уговаривает пациентку:

Голубушка, язычок покажите мне, ну покажите.

Бабушка приоткрывает рот.

Смотрите-ка! Вас слушается, - удивляется сестра. - А мы от неё ничего добиться не смогли, - она возвращается к деловому тону и рапортует: - Правосторонний инсульт, обширный. Обнаружили дома. Когда привезли в больницу, была в глубокой коме.

Поднимите эту ножку, - похлопывает бабушку Сергей. - Давай, поднимай. Поднимай, моя золотая. Поднимай-поднимай, моё солнце!

«Если больной не будет верить, что доктор может его к нормальной жизни вернуть, он туда и не вернётся - просто потому, что откажется идти за ним».

Старушка снова поддаётся уговорам врача. Видно, как изо всех сил пытается сдвинуть ногу с места. Получается только на пару сантиметров, но это уже прогресс. Значит, она слышит доктора и старается выполнить его просьбы.

Вы общаетесь с пациентами так, словно они ваши родственники: «родная», «моё солнце». Проблем из-за этого не возникало? - интересуюсь. - Никто не расценивал это как фамильярность?

Пока такого не было, - доктор сдёргивает перчатки после осмотра. - Хотя в наши дни это не исключено. Я вообще опасаюсь, что скоро сутяжничать с медиками у нас будет так же модно, как на Западе. Для врачей это очень болезненная тема. В начале 2000-х я стажировался в США, и меня поразило, что на улицах там кругом висят объявления: «Если у вас есть медицинские проблемы и вы не знаете, как превратить их в судебные, мы поможем вам и вместе заработаем деньги». У англосаксов такая культура. Мы немного другие, но эту моду перенимаем.

Но иногда врачи и вправду бывают не очень вежливыми и не очень компетентными.

Разумеется, врачебный цех неоднороден, да, впрочем, как и все профессиональные цехи: везде есть хамы и безответственные. Но зачем клеймить всю профессию? Нарастает массовое недоверие к врачам, а раньше их уважали. Раньше, простите за интимные подробности, люди, когда на приём в больницу шли, чистое бельё надевали. Так сказать, уважение этим выказывали. А теперь что? Многие пациенты уверены, что доктора жулики. И это никому не идёт на пользу. Врач - он ведь не только помогает человеку физически, но ещё и даёт надежду на выздоровление. Если больной не будет верить, что доктор может его к нормальной жизни вернуть, он туда и не вернётся - просто потому, что откажется идти за ним.

7:53 Так проще жить

После осмотра пациентов заходим в кабинет Царенко. На полках между томиками научной и медицинской литературы стоят Библия и Бхагавадгита. Над дверью висит икона Богородицы.

Странно, я думала, что реаниматологи по большей части убеждённые атеисты.

Вы про бога решили… Ну, мне надо сейчас вас оставить ненадолго - сходить на общебольничную конференцию. Она каждый день после обхода собирается, там мы особо тяжёлых больных обсуждаем. Но пять минут на бога у нас есть, - улыбается Сергей. - Я верю. Причём недавно к этому пришёл.

А что привело?

Смерть, которая обошла стороной несколько раз, - доктор тяжело вздыхает, но ничуть не меняется в лице, остаётся таким же спокойным и строгим, только голос чуть ниже и говорит медленнее: - Помните теракт в переходе на «Пушкинской» 8 августа 2000 года? Он около 18 часов случился. Я в тот день прямо к этому времени должен был с женой идти в театр. Но меня вызвали на консультацию в другой город. Вместо нас пошла дочь. Она тогда плохо знала дорогу и решила выйти пораньше. И прошла там буквально за пять - десять минут до того, как сработало взрывное устройство. Я про себя знаю, что шёл бы впритык - и попал как раз на взрыв.

Позже, в октябре 2002 года, был теракт на Дубровке. Тогда Сергей Царенко дежурил с бригадой врачей прямо у здания Дома культуры, где давали «Норд-Ост». Они спасали тех, кого удалось вытащить из зала, захваченного террористами.

«Врачи находят разные способы справиться с этим, не переживать - кто-то пьёт, а я вот начал верить в бога, в перерождение души и заниматься духовными практиками»

Мы рисковали. Все экстренные службы, естественно, располагались прямо у ДК. Когда выносили людей, нельзя было терять ни секунды. Мы должны были быть поблизости. Но если бы террористы всё-таки взорвали здание… Я думаю, нас тогда уберёг господь. Это сложно объяснить. Когда представляешь, что о тебе и твоих пациентах кто-то заботится, проще жить. На наших глазах постоянно умирают люди - не из-за ошибок, а по объективным причинам, иногда ты просто никак не можешь их спасти. И это тяжело. Врачи находят разные способы справиться с этим, не переживать - кто-то пьёт, а я вот начал верить в бога, в перерождение души и заниматься духовными практиками. После обхода сажусь вот тут в кабинете и медитирую минут пятнадцать, а потом снова в том же ритме…

В перерождение души? Вы же всё время с телом работаете, знаете, как умирает человек: у него останавливается сердце, кровоток головного мозга, он теряет сознание, прекращается дыхание. Вам что, удалось заметить, как душа от тела отделяется?

Нет. Я просто верю. Мне так проще жить. Ладно, простите, я скоро приду.

8:35 Ярлыки смерти

Профессиональному прошлому Сергея не позавидуешь - точнее, тем обстоятельствам, в которых ему приходилось работать. Помимо терактов в начале двухтысячных были ещё и девяностые, тоже проверившие врачей на прочность: тогда даже в больницах федерального значения не хватало медикаментов и оборудования.

- «Купите, пожалуйста, антибиотики. Принесите завтра в больницу. Это я не себе, это я вашему родному», - жалостливым голосом передразнивает сам себя Сергей. Он только что вернулся с совещания, заварил крепкий чай и упал в кресло. - Очень хорошо помню, как выпрашивал у родственников недостающие препараты для пациентов. Да что лекарства… Работали тогда в Склифе как в военное время. Когда происходит какое-то страшное бедствие - война, природная или техногенная катастрофа - и идёт массовый поток больных, врачам приходится делать страшный выбор.

Выбирать нужно было - кого спасать. Ещё во времена Крымской войны была заведена такая технология: на раненых вешали цветные ярлыки. Зелёный - это те, кому пока можно не оказывать медицинскую помощь, они ещё не умирают; чёрный - те, кого спасать нет смысла, они всё равно умрут; красный - люди, которых надо экстренно реанимировать, потому что, если не начать бороться за их жизнь прямо сейчас, они погибнут. Вешать на своих пациентов чёрные ярлыки Царенко приходилось в дни «Норд-Оста» и в постперестроечное время.

В девятикоечную реанимационную палату приходилось класть 16 человек. Такой аншлаг был постоянно. Как-то я уходил с работы, и на дежурство заступал другой врач, он был моим подчинённым. У нас тогда лежал на аппарате ИВЛ очень пожилой пациент с обширным инсультом, и по всему было понятно, что он скоро погибнет. Все аппараты в больнице были заняты. Я тогда долго думал и принял решение, сказал коллеге: «Если будут ночью поступления, вот у этого деда аппарат сними». Утром прихожу, врач говорит, что поступлений не было. А на конференции выясняется, что привозили молодого парня, 19 лет. Его не взяли в реанимацию, потому что мест не было. Он пролежал где-то в коридорах отделения, как-то там его обследовали, а под утро он скончался. У него огромная гематома черепная была. Парня бы спасли, если б тот врач безнадёжного деда отключил. Но коллега мой не решился ни на кого ярлык вешать. Формально, по закону, он, конечно, не должен был меня слушать. Да только и деда того мы через сутки похоронили.

«Смерть должна состояться в конце концов. Надо будет кому-то уступить место».

9:10 Удержать на этом свете

Сказать, что сейчас с медицинским оснащением всё идеально, - значит соврать. Мы этого делать не будем. Возможно, в крупных больницах Москвы, Питера и ещё в паре-тройке областных центров стоит высокотехнологичное оборудование, царят достаток и идиллия. Но для того чтобы обеспечить качественной медицинской помощью всех нуждающихся, требуется гораздо, гораздо больше.

В России есть большая проблема с поддержанием жизни больных с дыхательной недостаточностью, которые вынуждены постоянно находиться на аппаратах ИВЛ. По сути, государство должно сделать такие приборы доступными для пациентов - открывать в разных городах специальные клиники, где аппаратов было бы достаточно. Но пока эта проблема никак не решается.

Пять лет назад Сергей Царенко взялся за дело сам. Вместе с коллегами открыл частную клинику для пациентов, которые не способны дышать без «искусственных лёгких». Ресурс у этой клиники, разумеется, небольшой, но даже несколько десятков спасённых жизней - это результат. Сейчас доктор вынашивает новые планы по спасению человечества.

Я со своими знакомыми теплофизиками из МГУ хочу сделать один проект на стыке науки и прикладной медицины - теплофизическую модель мозга. Такой агрегат, который будет подключаться к каждому конкретному пациенту и показывать направленные изменения температуры отдельных участков его мозга. Это очень важно для нейрореаниматологии. При помощи этой штуки можно будет заглядывать в мозг и отслеживать, как локализуется поражение, распространяется оно или нет. Такого пока в медицине не было. Получится ли? Не буду загадывать.

Чего ещё сейчас остро не хватает в медицине?

Альтернативы антибиотикам. Это огромная, кошмарная проблема -резистентность микроорганизмов к лекарствам. Если не разобраться с этим сейчас, через несколько лет мы просто не сможем бороться с воспалениями и инфекциями - тогда мы вряд ли сможем удержать пациентов на этом свете. Не хотелось бы до такого дожить.

А вы сами умереть боитесь?

Нет. Я просто не планирую умереть рано. Мне кажется, я здесь ещё много пользы могу принести, - улыбается врач. - Но бессмертным быть совсем не хочу. Смерть должна состояться в конце концов. Надо будет кому-то уступить место. Вид - он ведь важнее, чем отдельная особь.



Поделиться: