Экономика и ее основные участники. Конспект урока

Конспект урока
Класс: 7
Предмет: обществознание
Тема: "Экономика и ее основные участники"
Учитель: Корелина С.С.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «экономика», а также развить представления о её
необходимости.
Задачи:
- сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, ее основных
проявлениях и участниках;
- раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и
жизнедеятельности людей;
- выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера
деятельности ее участников;
- помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования
(натуральное и товарное хозяйство).
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Доброе утро ребята. Мы начинаем новый раздел учебника «Человек и
экономика». И тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники». (Слайд 1)
Запишите её в тетрадь. План урок вы видите на экране. (Слайд 2)
1. Что такое экономика.
2. Зачем нужна экономика.

Сформулируйте цель урока.
Давайте с вами вспомним:
Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль
играет труд в жизни общества? Что создается трудом?
1. Что такое экономика
Вопрос классу: Что такое экономика?
С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о
ценах на товары, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в
ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдельные проявления
можно объединить общим понятием «экономика».
Ты уже знаешь из курса 5 класса, что изначально слово «экономика» в переводе с
древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». (Слайд 3) Со временем это
понятие получило более широкое толкование. Так, например, английский писатель Джордж Бернард
Шоу (1856- 1950) утверждал: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом»,
а современные ученые сделали вывод: «Экономика - это сознательно построенная и используемая
людьми система их жизнеобеспечения».
Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии,
ты можешь убедиться, что это понятие рассматривается в двух значениях:
экономика как хозяйство и как область знаний. Ты можешь сам предложить свои варианты, как
дополнить следующие определения: «Экономика - это знания о...», «Экономика - это умения...».
Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, например, следующие определения
экономики: экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками
между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к
существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и
производства; 4) богатство. (Слайд 4)
Возможно обсуждение следующих вопросов: почему автор предлагает различные определения?
Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из
определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?
Мы начали разговор с частных проявлений экономической жизни человека, но за ними можно
увидеть и наиболее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен,
потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они
могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это
на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - потребности в
употреблении хлеба. Учебник на стр. 89 – 90. Пекарь, используя определенную технологию, выпекает,
т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские
сады, школы, а другую часть - в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е.
обменивает на деньги, покупателям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного завтрака свежий
хлеб. (Потребление.)
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Выполним задание (Слайд 5)
Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы:
изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной
столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в
быту, закупка снаряжения для туристического похода.
Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической
жизни. Здесь же попробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.
Физкультминутка.
2. Зачем нужна экономика
Вспомни, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране
здоровья и др. Почему необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно
- для обеспечения его жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удов­
летворении этих потребностей, ее цель - поддержание и продолжение жизни людей. Для этого
производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.
Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения
хозяйства, как натуральное и товарное.
Вопрос классу: Вспомните, что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство - это способ организации жизни людей, при котором все необходимое
для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления. (Слайд 6).
Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий произ­
водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами,
что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.
Вопрос классу: Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
Главный недостаток этой формы хозяйствования - низкая производительность труда,
позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный
на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской деревни.
Вопрос классу: Вспомните, что такое товарное хозяйство?
Товарное хозяйство - способ организации экономической жизни общества, при котором люди,
специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для
обмена друг с другом. (Слайд 6).
Вопрос классу: Почему товарное хозяйство лучше натурального?
Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики - максимально
удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром,
предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и
улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ
такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало
преобладающим в экономической жизни общества.
Натуральное хозяйство - низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в
экономике, как правило, является тормозом социально­экономического развития общества, отдельной
страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более

эффективной и совершенной формы - товарному хозяйству, которое позволяет лучше
удовлетворять потребности людей.
3. Основные участники экономики.
Читаем текст учебника с объяснением учителя, стр.93.
Для закрепления выполняем задания: (Слайд 7).
1. Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»).
Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов
экономической деятельности ее основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет
обсуждение следующих вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит
ли уровень потребления от уровня производства?
Домашнее задание: § 8,
на «4» и «5» вопрос № 2, 4 из рубрики «в классе и дома» на стр. 96. (Слайд 8)
Вопрос классу: Скажите, пожалуйста, а приходилось вам покупать товары? А вы задумывались,
При наличии свободного времени:
почему вы совершаете ту или иную покупку?
Читаем вслух рубрику: Знания на каждый день, стр. 94. (Слайд 9).
Задание: Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трех товаров. Используя
материал рубрики «Знания на каждый день», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли
на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли
тебе что­то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?
Название товара
Потребительские мотивы
Выводы
эмоциональные
рациональные
Спасибо за урок! До свидания. (Слайд 10)

учитель истории и обществознания МОУ гимназии № 3

города Аксая Ростовской области

Экономика и ее основные участники

Конспект урока

В разработке урока использован материал учебника и методического пособия в помощь школьному учителю. Обществознание. 7 класс: поурочные

разработки по обществознанию к учебно-методическому комплекту, (М. Просвещение) автор. –

Москва.»ВАКО».2009

Тема урока: Экономика и ее основные участники

Цели урока : подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, в развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потреблении различных экономических продуктов; продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом, мультимедийный проектор.

На данную тему отведено 2 урока.

План 1 урока:

1. Что такое экономика?

2. Зачем нужна экономика?

Задача для учащихся: выяснить, какие явления и процессы относятся к экономическим; какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества; что такое натуральное хозяйство.

Ход 1 урока:

В рабочей тетради учащиеся записывают план 2-х уроков (слайд 2,3).

Используя опыт учащихся об экономических процессах, участниками которых они являются в жизни, предлагается задание № 1 в рабочей тетради (стр.52)

(смотри приложение № 1)

Учащиеся дают собственное объяснение понятий экономия, экономист, экономика и формулируют предложения, где использовались бы все три слова.

Учитель рассказывает о 2-х значениях понятия «экономика» (слайд 3)

(смотри приложение № 2)

Ребята записывают вывод в тетради о том, что к основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление (слайд 3)

Учитель рассказывает о роли экономики в удовлетворении потребностей человека (по теории Маслоу) и натуральном способе ведения хозяйства (слайд 4).

Беседа по вопросам:

· Какие потребности человека выделяет А. Маслоу? Приведите примеры этих потребностей.

· Можно ли полностью удовлетворить потребности человека?

· Каковы признаки натурального хозяйства?

· Почему главный недостаток натуральной формы хозяйствования низкая производительность труда?

Для изучение вопроса об экономическом продукте, учащиеся знакомятся с текстом учебника «Зачем нужна экономика», стр.131, заполняют схему на доске (слайд 5).

Для закрепления понятий «товар» и «услуга», учащиеся выполняют задание в рабочей тетради № 4.

(смотри приложение № 3)

Подведение итогов 1 урока:

· Какие явления и процессы относятся к экономическим?

· Какую роль играет экономика в жизни человека и всего общества?

Домашнее задание §12, стр. 130 – 134, вопрос № 1, задание № 3 в рабочей тетради.

План 2 урока:

1. Опрос домашнего задания.

2. Товарное хозяйство.

3. Основные участники экономики.

Задача для учащихся: выяснить, в чем преимущество товарного хозяйства перед натуральным; как связаны между собой основные участники экономики; почему ученые-экономисты советуют потребителю опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь максимальную пользу.

Ход 2 урока.

Опрос домашнего задания:

Беседа по вопросу учебника – как экономика служит людям?

Работа с тестами (слайд 9,10).

Работа с понятием «товарное хозяйство». Вспоминаем определение из курса истории или работаем с учебником на странице 133.

Определяем признаки 2-х форм хозяйства – работаем в рабочей тетради стр. 56.

(смотри приложение № 4)

Задание: Сравните способы ведения хозяйства и заполните таблицу (слайд 11). Сделайте вывод, почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?

Учитель рассказывает о деятельности основных участников экономики. Учитель вводит понятия – экономические ресурсы, прибыль (слайд 12, 13).

Вопрос к классу – В чем взаимосвязь между производителем и потребителем?

Самостоятельная работа учащихся с рубрикой «Учимся принимать рациональное решение», стр. 137 в учебнике (слайд 14).

Заполните схему на доске и ответьте на вопрос, почему при покупке товаров необходимо опираться на рациональные мотивы.

Выполните задание в рабочей тетради № 8

(смотри приложение № 5)

Закрепление изученного на уроке – решите задачу (слайд 15)

Подведение итогов урока:

· Как связаны между собой основные участники экономики?

Домашнее задание: прочитайте § 12, стр.134-136, вопрос 3,4.

Урок «Экономика и её основные участники» (§ 12)

04.11.2013 13684 0

Уроки по этой теме призваны ввести учащихся в мир экономики, познакомить с основными проявлениями экономической жизни общества (производство, распределение, обмен, потребление), предпринимательством, денежными отношениями, экономикой семьи.

С одной стороны, содержание уроков опирается на материалы курсов обществознания 6 класса. Так, тема «Труд» учебника для 6 класса включает азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качества, связанных с отношением к труду (бережливость, рачительность, расчётливость, трудолюбие). Параграфы «Познай самого себя», «На пути к жизненному успеху» акцентируют внимание учащихся на выборе трудового образа жизни, его ценностях, способствуют экономической социализации личности подростка.

С другой стороны, содержание данных уроков тесно связано с содержанием курсов обществознания 8 и 9 классов. Материалы уроков, формирующие целостное представление об экономике, закладывают необходимую основу для более глубокого знакомства с отдельными проявлениями экономики (производство, потребление), особенностями организации хозяйственной жизни в различных экономических системах, в условиях рыночной экономики, для понимания роли и места государства в экономической жизни общества и др.

Вышеизложенное позволяет определить место и задачи рассматриваемых уроков: сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, её основных проявлениях и участниках;

Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей и жизнедеятельности людей;

Выявить специфику и взаимосвязь основных сфер экономической жизни, характера деятельности её участников;

Помочь учащимся усвоить достоинства и недостатки различных форм хозяйствования (натуральное и товарное хозяйство);

Способствовать успешному освоению учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни и деятельности.

План изучения нового материала

1. Что такое экономика.

2. Зачем нужна экономика.

3. Основные участники экономики.

С учётом того что на данную тему отводится два часа, традиционный комбинированный урок может быть построен с использованием различных вариантов организации учебного занятия: беседа по основным фрагментам темы; самостоятельное изучение учащимися фрагментов учебного текста и их анализ; постановка проблемных вопросов, позволяющих в процессе обсуждения усвоить ключевые понятия темы; работа по выполнению творческих заданий, предложенных в конце параграфа, и т. д.

В целях активизации интереса учащихся к сюжетам урока полезно выделять актуальные ситуации, содержательные сюжеты, позволяющие организовать коллективную дискуссию, обмен различными точками зрения на ту или иную проблему, а также подводящие их к необходимым выводам и обобщениям по теме.

Установить содержательную и логическую взаимосвязь урока с материалами курса обществознания 6 класса поможет обращение к рубрике «Вспомни» и обсуждение её вопросов совместно с учащимися. Им можно предложить вспомнить следующие важные положения: труд - отец богатства; трудом создается всё необходимое для жизни; результатом труда являются материальные и нематериальные ценности; созданные блага позволяют удовлетворять разнообразные потребности человека. Эти обобщения позволят включить учащихся в обсуждение вопросов рубрики «Обсудим вместе». Предлагаем выбрать одну или несколько проблем для дискуссии в зависимости от их значимости для данного коллектива учащихся, соответствия их уровню подготовки и имеющемуся социальному опыту. Главное - реализовать функциональное назначение рубрики: вызвать интерес учащихся к теме параграфа, активизировать их дальнейшую познавательную деятельность на основе полученной информации о готовности к усвоению учебного материала.

Изучение первого раздела параграфа «Что такое экономика» направлено на формирование у семиклассников представления о содержании понятия «экономика». Предложенные в учебном тексте определения, трактующие это понятие в узком и широком смысле, в хорошо подготовленном классе можно дополнить другими. Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: «Экономика - это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) использование людьми редких и ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления; 3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 4) налаживание и осуществление потребления и производства; 5) богатство» 1 .

1 Задания и тесты по обществознанию: 11 класс. - М., 1999. С. 59.

Возможно обсуждение с семиклассниками следующих вопросов: почему автор предлагает различные определения? Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?

Завершить разговор по проблеме раздела целесообразно выполнением следующего практического задания. На доске рисуется таблица из двух столбиков.

Учащимся предлагается дать свои варианты дополнения этих определений. Учитель помогает зафиксировать правильные характеристики и сделать необходимые обобщения по выполнению задания.

Знакомство с основными проявлениями (сферами) экономической жизни общества можно закрепить также выполнением задания 3 рубрики «В классе и дома».

Изучение следующего раздела «Зачем нужна экономика» строится в значительной степени с опорой на знания из истории (например, материал о переходе от средневекового натурального хозяйства к товарному хозяйству). Используя эти знания и текст учебника по обществознанию, учитель помогает семиклассникам усвоить достоинства и недостатки основных форм хозяйствования, увидеть перспективы их развития.

Обращение к материалам рубрики «Путешествие в прошлое» позволяет учителю обоснованно подвести учащихся к важному выводу о том, что натуральное хозяйство - низкоэффективная, неразвитая форма хозяйствования и её сохранение в экономике, как правило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы хозяйствования - товарному хозяйству, которое позволяет оптимальнее удовлетворять потребности людей.

Усвоение учащимися вышеизложенных положений имеет особое значение для изучения учебного материала следующих параграфов учебника, рассматривающих такие экономические явления, как обмен, торговля, производство.

Проверить степень усвоения учащимися основных понятий изученных разделов и закрепить учебный материал можно на основе выполнения нескольких познавательных и практических заданий.

Задание 1

Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите «выпадающее понятие», относящееся к другому смысловому ряду: потребности, хозяйство, налоги, производство, обмен, товар.

Ответ: налоги.

Задание 2

Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества: республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство.

Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.

Задание 3

Составьте небольшие тексты (3-4 предложения) с использованием следующих понятий: «потребности», «экономика», «производство», «товарное хозяйство».

Практическое задание

Проследите путь учебной книги от природы (как ресурса производства) до потребителя и определите соответствующие экономические единицы на данном пути (сырьё, предприятия, технологии и др.).

Следующий шаг в работе - знакомство с разделом «Основные участники экономики». Его изучение можно построить путём сочетания комментированного чтения текста учебника и объяснения учителя с привлечением материалов словаря, иллюстраций к уроку, выполнения различных практических, творческих задач с опорой на социальный опыт учащихся.

Выявить специфику характера деятельности основных участников экономики помогут примеры в учебном тексте, а также выполнение следующих тестовых заданий.

1. Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе:

а) сельскохозяйственных работ;

б) участия в экономическом форуме;

в) создания произведения искусства;

г) использования в быту света и тепла;

Ответ: г.

2. Человек в роли производителя проявляет себя в процессе: а) участия в выборах;

б) покупки товара;

в) реставрации памятников;

г) получения денег в банке.

Ответ: в.

Знакомство по тексту учебника с понятиями «производитель», «потребитель» целесообразно сопроводить выполнением нескольких практических заданий, направленных на их более успешное усвоение.

Задание 1

Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания (например, в «Макдоналдсе»). Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».

Задание 2

Приведите примеры товаров индивидуального и общественного потребления.

Задание 3

Что может быть целью производителя:

а) использование машин и оборудования;

б) повышение качества продукции;

в) снижение материальных потребностей;

г) получение дохода;

д) снижение затрат производства;

е) использование природного сырья.

Ответ: б; г; д.

Особого внимания заслуживает вывод о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности её основных участников. Глубже понять и усвоить его поможет включение учащихся в обсуждение следующих проблемных вопросов: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?

Закреплению основных понятий и материала рассматриваемого раздела параграфа будет способствовать выполнение учащимися задания 5 рубрики «В классе и дома». Его можно дополнить рядом заданий на усвоение понятий «потребитель» и «производитель». Задание 1

Назовите 3-4 термина, наиболее тесно связанных с понятиями «потребитель» и «производитель».

Задание 2

Расположите в правильной последовательности этапы поведения думающего (рационального) потребителя:

решение о покупке, осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора, поиск информации о товаре.

Ответ: осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора (альтернатив), поиск информации, решение о покупке.

Одна из задач урока - освоение учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни. Для её осуществления учитель обращается к рубрике «Учимся принимать рациональное решение». Предварить её обсуждение необходимо ещё одним важным положением: экономика не только и не столько область знаний о способах выживания человечества, сколько наука о рациональном поведении различных субъектов экономики (отдельный человек, семья, фирма, государство). Рациональным (разумным с экономической точки зрения) считается поведение участников экономики, стремящихся добиться лучшего результата при наименьших затратах. Пониманию этого положения будет способствовать содержание рубрики.

Обратившись к имеющемуся у каждого учащегося опыту совершения покупки, важно обсудить различные ситуации экономического выбора, с которыми на практике сталкивается потребитель. Учитель помогает проанализировать эти ситуации, обращая внимание учащихся на доминирующие при этом мотивы потребительского выбора. Самостоятельные размышления учащихся завершаются знакомством с рекомендациями, которые дают учёные-экономисты потребителям. Важно помочь учащимся сделать правильный выбор и прийти к выводу о том, что при его осуществлении необходимо опираться на рациональные мотивы, если хочешь извлечь из покупки максимальную пользу.

Материалы рубрики «В классе и дома» могут быть использованы как для работы на уроке (выше предложены такие варианты), так и для домашней работы. Например, задание 2 может быть выполнено дома, а его результаты использованы для обсуждения на уроках, посвящённых обмену и производству.

Желательно завершить урок обсуждением заданий 1, 4 рубрики «В классе и дома». Они связаны с ключевым понятием темы и позволяют ещё раз вернуться к его осмыслению. Задания просты по толкованию, но достаточно сложны по поиску аргументации. Здесь также будет нужна помощь учителя.

«Экономика и ее основные участники»

Тип урока: урок – изучения новой темы.

Форма проведения урока: комбинированный урок, с игровой ситуацией, групповой работой, проблемно – проектной деятельностью учащихся, использованием ИКТ.

Цели урока:

    образовательная: раскрыть особенности и значение экономики как науки и как основы жизни и деятельности общества, роль участников экономической деятельности в развитии общества;

    развивающая: развитие экономического мышления учащихся, формирование основ экономической культуры потребителя – активного участника экономических отношений;

    воспитательная: приобретение учащимися практических умений и навыков для участия в экономической деятельности;

Оборудование урока: мультимедийные средства обучения, компьютерная презентация, учебник по обществознанию для 7 класса, тетради, дидактические материалы.

План урока:

1.Что такое экономика.

2.Зачем нужна экономика.

3.Основные участники экономической деятельности

Ход урока.

1. Организационный момент

Добрый день, ребята!Я рада вас видеть, надеюсь, что мы с вами плодотворно сегодня поработаем. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одной из очень важных тем, знания которой вам пригодятся в дальнейшей жизни.

3. Постановка темы урока

Прежде чем начать урок, прослушайте стихотворение.

Экономика- наука, как и все, - большая скука

Скука-это настроенье, никакого наслажденья.

Наслажденье как всегда, - много радости без сна.

Сон, конечно, - это отдых,

чтоб набраться сил природных.

Отдых дарит радость нам,

как свежесорванный банан.

Банан, конечно, -это фрукт,

его так просто не дадут.

А чтобы фрукты нам купить,

нужно деньги заплатить.

Деньги в кошельке лежат и обмену подлежат

А обмены, без сомнений, - основа ЭКО-отношений.

Согласиться можно сразу, что все названные фразы

дают уверенность нам в том, что скука вовсе ни при чем.

Без экономики не будет не уик-эндов, ни будней.

В итоге наших рассуждений получилось утвержденье:

Экономика - не скука, а прикольная наука!

О чем будет урок? (варианты ответов уч-ся)

Сообщаю тему урока.

Попробуйте сформировать цели нашего урока.

1. Что такое экономика

2. Основные участники экономики

3. Зачем нужна экономика

Давайте еще раз проговорим цели.

4. Изучение новой темы

Что такое экономика?

Ребята, в курсе 6 класса вы уже знакомились с этим понятием. Кто помнит, что такое экономика? Чтобы узнать что такое экономика, чем мы можем воспользоваться на уроке. (словарем стр 246)

Зачитайте определение.

Запишем тему урока и определение (только первую часть) в тетрадь.

Попробуйте продолжить предложения, пользуясь определением которое вы записали. (Сдайд)

«Экономика-это наука о...» « Экономика - это умения….» (уч-ся проговаривают свои варианты)

- Еще раз, проговариваем то, что у нас получилось.

Основные проявления экономики

Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 130 - 131. Объясните с точки зрения экономики, как науки, что происходит. Подвожу детей к основным проявлениям экономики: производство – распределение – обмен – потребление.

- Какое экономическое действие содержится в 1 иллюстрации? Что произошло?

В 2-й? 3-й? 4?

Сделаем вывод. (еще раз проговорили явления экономики)

Определите к каким проявлениям экономики относятся данные стихотворения? (слайд)

Закрепим полученные знания. Откройте стр. 136 задание 3, устно. Прочитайте задание.

Что нужно сделать в этом задании? (проговорили задание)

- Итог. Просмотрите на слайде основные проявления экономики. (уч-к повторяет) Записали в тетрадь.

Для чего люди занимаются такими видами деятельности? (ответы уч-ся)

Учитель: Человек может заниматься такими видами деятельности, чтобы удовлетворять свои потребности.

Какие потребности есть у человека? Назовите самые необходимые? Какие еще есть потребности?

Учитель повел итог: У человека есть потребности, которые невозможно удовлетворить без экономической деятельности. Где мы чаще всего приобретаем необходимые для нас вещи? (В магазине) А откуда они берутся в магазине? Откуда их привозят?

Основные участники экономики

- Ребята, кто может принимать участие в экономической деятельности?

посмотрели на слайд, записали в тетрадь.

Попробуйте объяснить кто такие производители, потребители? Приведите пример. (вспомните иллюстрации, про хлеб)

- Владимир Иванов работает на предприятии, где выпекается хлеб, отработав смену он приходит домой, садится смотреть телевизор, кушает суп с хлебом, который он принес. Кем является Владимир- производителем, или потребителем?

Какой вывод можно сделать? (производителем и потребителем может является один и тот же человек)

А вы кто? Производители, или потребители?

Творческая работа.

Я предлагаю вам сейчас побыть в роли производителей. У вас на столе есть листы бумаги. Побудьте сейчас в качестве производителя и создайте самолет, или кто что умеет.

Если я вам предложу сделать кораблик или хлопушку, что вам понадобится. Что вы должны попросить у меня?

Так же и в экономике, производитель сталкивается с проблемой ограниченности ресурсов.

Какие природные ресурсы вы знаете?

Какой вывод нужно сделать? Прочитайте главное правило экономики (зачитали) , запишем в тетрадь.

Чтобы удовлетворить потребности человека, нужно рационально использовать ресурсы. (слайд)

Мы уже с вами выяснили, что такое экономика. - это ведение хозяйства.

Из курса истории вы знаете, как раньше люди вели хозяйство? Чем они занимались? Как называется вид такого хозяйства? (натуральное хозяйство) Зачитайте определение на стр. 132.

Скажите, а сейчас люди занимаются натуральным хозяйством? Приведите пример.

Люди полностью обеспечивают себя при помощи такого вида хозяйства? (нет, некоторые необходимые вещи мы покупаем в магазине)

Когда мы приходим в магазин, что мы делаем, чтобы получить нужную нам вещь. Опишите действия.

Какое проявление экономики происходит? (Обмен)

Как называется хозяйство, где происходит обмен товара на деньги? (товарное хозяйство) стр. 133 - зачитаем, что такое товарное хозяйство.

Подумайте, кто может быть производителем?

Рассказываю об Андрее

(пример, строитель Андрей и он же вечером отдыхающий, или привести пример из жизни)

Кто является производителем в данном случае? Может ли быть производитель только 1 человек, группа людей?

Представьте, что Андрей не с друзьями создал фирму, а работает на государственном заводе, значит производитель кто? (государство)

Вывод: Какими могут быть производители?

Остановимся на государстве. Государство является не только производителем, оно выполняет еще одну функцию. Как вы думаете, государство должно защищать производителей, потребителей и других участников экономики или нет? (да)

Каким способом можно защитить потребителя или производителя? (создать Законы)

В каких законах могут быть права человека на труд? (Конституция РФ)

5. Поисковая деятельность.

Сегодня нам понадобится ст 34, 35, 36, 37 Конституции.

У вас на столе есть Конституция, прочитайте самостоятельно и выясните какие есть права человека на труд в нашей стране?

Зачитываем вслух.

Обращаю внимание- Труд может быть только добровольным!

Кроме Конституции, в РФ есть еще много документов, регламентирующих деятельность участников экономического процесса. Например, «Закон о защите прав потребителей», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс» и другие.

- Ребята, представьте вы пришли в магазин, купили товар, пришли домой открыли упаковку, а там некачественный испорченный товар, например, заплесневевшая шоколадка, ваши действия?

Для этого и существует закон о защите прав потребителя, который нас должен защищать.

Вы имеете право воспользоваться таким законом? (нет, почему?)

5. Итог урока

Вернемся к целям урока. Что мы хотели узнать? (называют цели)

Называем, что такое экономика.

Назовите основных участников экономики.

Зачем нужна экономика? Чтобы сформулировать, воспользуйтесь своим определением.

6. Рефлексия

Чему научились на уроке? Что нового узнали?

У кого сегодня получилось все узнать, были ли какие-нибудь затруднения?

7. Д\З выставление оценок.



Поделиться: