Высокое качество и работоспособность системы. Работоспособность работоспособный

Словарь Ушакова

Педагогический терминологический словарь

Работоспособность

потенциальная возможность человека эффективно выполнять к.-л. деятельность в течение продолжительного времени. Различают Р. умственную и физическую.

Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными рядом факторов. Важнейший их них - утомление. Однако возможно сохранить Р. вопреки факторам утомления. И наоборот: Р. может снизиться вопреки отсутствию утомления. Изменения Р. зависят от содержания и характера работы, от внешних условий (объём работы, её сложность, интенсивность, продолжительность), индивидуальных психологических и физиологических особенностей человека (в частности, характера, темперамента, типа нервной системы и др.), от степени интереса человека к данной работе, специфики биологических ритмов жизнедеятельности человека и пр. Изменение уровня Р. описывается с помощью т.н. кривой Р.

Как правило, Р. наиболее эффективна в утренние часы после ночного отдыха, причём наиболее высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а после определённого периода "врабатывания", когда человек сосредоточивает внимание на трудовой деятельности. Обычно через 3-4 ч (у учащихся несколько раньше) следует спад, обусловленный потребностью в отдыхе и пище (как правило, этот период совпадает с обеденным перерывом, большой переменой в школе). Затем кривая Р. как бы повторяет утренний этап, но на более сниженном уровне. Перед самым концом работы нередко наблюдается подъём. Выделяются типы людей, отличающиеся лучшей Р. в утренние часы ("жаворонки", предпочитающие рано вставать и рано ложиться спать) и в вечерние и даже ночные часы ("совы", любящие утром поспать и поздно ложиться спать).

В соответствии с возрастными возможностями учащихся устанавливается определённая длительность учебных занятий. Наиболее трудные уроки рекомендуется проводить в утренние часы, когда Р. учащихся оптимальна. В течение учебного года вводятся каникулы. Разработаны рекомендации по наилучшей организации режима дня и режима образовательного учреждения, соблюдению требований психогигиены.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 231)

Словарь терминов МЧС

Работоспособность

потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. Выделяют три уровня Р.: максимальная, оптимальная и сниженная. В процессе деятельности происходит изменение уровня. Выделены стадии работоспособности: врабатывание; оптимальная работоспособность; утомление (не компенсируемое или компенсируемое); конечный "порыв".

Тезаурус русской деловой лексики

Работоспособность

Syn: деловитость, умелость, трудоспособность

Ant: неработоспособность

Для того чтобы жить, необходима энергия или жизненная сила. Человек способен добывать энергию из различных источников, например атома, угля, воды и так далее. Но до сих пор нет такого способа, который бы помог накопить энергию, необходимую для жизни человека. Ее нельзя искусственно синтезировать, слить в бутылочку и при необходимости употреблять. Никакие цели и мечты никогда не осуществятся, если у человека нет энергии что-либо делать. Так давайте же выясним, как зарядиться энергией и повысить свою работоспособность.

Что такое жизненная энергия

Гармоничное развитие человека возможно только при совокупности мышечной силы и нервной. Это сочетание и можно назвать жизненной даны нам для осуществления разнообразных движений, координацией которых занимается нервная система.

Слаженная работа нервной и мышечной систем обеспечивает равновесие между физическими, ментальными и эмоциональными процессами. Получается, если жизненная сила снижается, то нарушается работа всего организма.

Откуда черпаем жизненную силу

Например, когда у человека нарушается сон, то это является примером разлаженной работы мышечной и нервной систем. Мышцы расслаблены, а мозг не может отключиться. Отсутствие жизненной силы ослабляет тело человека, что является причиной развития различных патологий.

Когда нет сил, то пропадает всякий интерес к жизни, все планы отходят в сторону, ничего не хочется, наступает эмоциональное истощение.

Для восстановления жизненной силы в организм должны поступать различные например воздух, который наполняет наши легкие во время дыхания. Он просто необходим для функционирования всех систем органов.

В теле человека может быть аккумулирован некоторый запас жизненных сил, чтобы их накопить, можно использовать всевозможные практики:

  • Полноценный сон.
  • Медитации.
  • Дыхательные практики.
  • Расслабление.

Как только у вас возникает вопрос о том, то попробуйте для начала сделать несколько дыхательных упражнений, а потом можно перейти и к другим методам.

Причины снижения работоспособности

Наша современная жизнь такова, что мы постоянно находимся в окружении стрессовых ситуаций и часто испытываем перегрузки. Это касается как мышечной работы, так и умственной. Зачастую однообразная и приводит к тому, что понижается работоспособность, как повысить ее - волнует многих. Прежде чем говорить о ее повышении, давайте разберем причины снижения работоспособности:

  1. Большие физические нагрузки, особенно когда требуется выполнять длительное время такую работу.
  2. Физические недомогания и различные заболевания, при которых нарушается функционирование систем, что и приводит к тому, что происходит снижение работоспособности.
  3. Длительное выполнение монотонной работы также приводит к усталости.
  4. При нарушении режима работоспособность не способна оставаться на высоком уровне.
  5. Злоупотребление искусственными стимуляторам приводит к кратковременному эффекту, например, при употреблении крепкого кофе, чая изначально человек чувствует бодрость и прилив сил, но это происходит ненадолго.
  6. Вредные привычки также можно отнести к врагам работоспособности.
  7. Отсутствие интереса к жизни, личного роста приводит к угасанию ранее полученных навыков и способностей, а это не может негативно не сказаться на работоспособности.
  8. Стрессовые ситуации в семье, на работе, личные проблемы способны повергнуть человека в глубокую депрессию, которая напрочь лишает всякой работоспособности.

Если снизилась работоспособность, как повысить ее - вот в чем проблема. Давайте с этим разбираться.

Популярные средства повышения жизненных сил

Существует много способов, с помощью которых можно восстановить свои умственные и физические силы. Их можно разделить на несколько групп:

  1. Лекарственные препараты.
  2. Физиотерапевтические процедуры.
  3. Средства народной медицины.

Остановимся на каждой группе немного подробнее.

Лекарства против усталости

Если посетить врача, то, скорее всего, он порекомендует повысить свою активность, работоспособность с помощью лекарственных препаратов. К таковым можно отнести:


Для тех, кто не желает использовать лекарственные средства, чтобы справиться со своей повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью, есть и другие средства.

Водные процедуры для придания сил

Все процедуры, связанные с водой, тонизируют организм, снимают усталость, повышают работоспособность организма. Можно порекомендовать при сильной усталости и когда кажется, что совсем нет сил, следующие ванны:

  • Принять ванну с добавлением хвойного экстракта. Она прекрасно восстанавливает после усиленных физических нагрузок.
  • Всем знакомая морская соль также способна творить чудеса. Ванна с ее добавлением расслабляет, способствует отдыху организма и восстановлению жизненных сил.

Страдает работоспособность, как повысить - не знаете? Примите для начала расслабляющую и восстанавливающую ванну. Сил непременно прибавится, общее самочувствие значительно улучшится.

Знакомые методы повышения работоспособности

В настоящее время многими учеными и исследователями, которые изучают человека, доказано, что есть способы повышения работоспособности, доступные абсолютно каждому, необходимо только желание.


Наш мозг тоже устает

Можно чувствовать не только физическую усталость, но и потеря умственной работоспособности совсем даже не редкость. Человеку мозг дан не зря, он не только управляет работой всего организма, но и должен постоянно решать какие-либо задачи, чтобы быть в тонусе. Ученые установили, что мы используем возможности своего мозга всего процентов на 15, практически каждому под силу сделать так, чтобы этот процент значительно повысился. Это даст огромные возможности. Сколько важных задач мог бы решить человек!

Ученые уверены, что как мышцы нуждаются в постоянной тренировке, чтобы быть в тонусе и поддерживать красивую форму тела, так и мозг необходимо тренировать. Раньше считалось, что он не поддается тренировкам, но сейчас все это уже опровергнуто многочисленными исследованиями. Если мы тренируем мозг, то о потере умственной работоспособности не может быть и речи. Ежедневная рутинная работа достаточно утомительна для мозга, он не получает пищу для развития.

Давайте выясним, как же можно повысить способности нашего мозга.

Способы повышения умственной работоспособности

  1. Неоспоримая истина - ночью человек должен спать, а днем бодрствовать.
  2. Даже на рабочем месте необходимо выделять время для отдыха, но только не с сигаретой в руках или чашкой кофе, а совершаем небольшую прогулку по свежему воздуху, просто расслабляемся или делаем гимнастику.
  3. После работы многие спешат на свой любимый диван или к монитору компьютера, чтобы просмотреть ленту в соцсетях, но разве это отдых? Для нашего мозга это настоящее наказание, ему требуется активный отдых - прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде, подвижные игры, общение с друзьями и детьми.
  4. Курение и алкоголь являются главными врагами нашего мозга, откажитесь от них и увидите, насколько эффективнее стал он работать.
  5. Тренируем мозг, для этого старайтесь считать не на калькуляторе, а в уме, информацию запоминаем, а не записываем на бумажку. На работу маршрут стоит периодически менять, чтобы между нейронами образовывались новые связи.
  6. Подкармливайте свою память с помощью витаминных препаратов, а еще лучше употреблять больше свежих овощей и фруктов.
  7. Освоение дыхательной гимнастики поможет вам насытить ваш мозг необходимым кислородом.
  8. Массаж шеи и головы также поможет существенно улучшить кровообращение в головном мозге.
  9. Постоянные стрессы и тревожные мысли утомляют мозг, учитесь расслабляться, можно освоить приемы йоги или научиться медитировать.
  10. Научитесь мыслить позитивно, неудачи бывают у всех, но пессимист на них зацикливается, а оптимист идет дальше и верит, что все будет хорошо.
  11. Все дела решаем постепенно и поочередно, не стоит рассеивать свое внимание.
  12. Тренируйте свой мозг, решая задачки, ребусы.

Методы довольно просты и вполне выполнимы, но достаточно эффективные, стоит только попробовать.

Народная медицина против усталости

Как повысить работоспособность человека, подскажут рецепты народных лекарей. Вот некоторые из них:

  • Взять свеклу и натереть ее на терке, сложить в банку примерно на три четверти и залить водкой. Настаивать в темном месте около 2 недель, а затем принимать по столовой ложке перед каждым приемом пищи.
  • Приобрести в аптеке исландский мох, взять 2 чайные ложки и залить 400 мл прохладной воды, поставить на огонь и сразу после закипания снять. После остывания процедить и все количество выпить в течение дня.

Если посмотреть травники, то можно найти еще массу рецептов, которые помогут повысить работоспособность.

Подведем итоги

Из всего сказанного становится очевидно, что в потере умственной и физической работоспособности чаще всего виноват сам человек, а не окружающие факторы. Если правильно организовывать свой рабочий день и отдых после него, то не придется страдать из-за того, что снизилась работоспособность. Как повысить ее различными способами, не потребуется выяснять.

Ведите наслаждайтесь жизнью, радуйтесь, что вы живете на этой прекрасной земле, и тогда никакая усталость вас не победит.

Понятие работоспособности. Факторы работоспособности. Работоспособность в течение суток и дневной смены. Регулирование работоспособности. Оптимизация режима труда и отдыха.

Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Работоспособность человека – его способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т.е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности.

С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой – выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические и физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

Работоспособность – величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня, недели, года под влиянием различных факторов, для нее характерно фазное развитие.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы :

1-я – физиологического характера – состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;

2-я – физического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума, вибрации, запыленности, загазованности и другие;

3-я – психического характера – самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения и преобладание процесса возбуждения. Наряду с этим работоспособность может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием торможения.

Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют люди, которые обладают слабой нервной системой спреобладанием торможения или уравновешенностью обоих нервных процессов, а также их инертностью.

Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у лиц со слабой нервной системой.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучили большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад.

В психологии труда под работоспособностью понимают потенциальную возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Показатели работоспособности могут быть:

Качество работы, продукции, выраженное в единицах измерения за определенный отрезок времени;

Качество труда за определенный отрезок времени;

Уровень изменения психических процессов или функций;

Травматизм, прогулы, текучесть кадров и др.

Работоспособность может быть обусловлена следующими факторами: субъективными, объективными, техническими, социально-экономическими.

Субъективные факторы:

1. Физические показатели (физические возможности, состояние здоровья).

2. Профессиональные возможности (образование, опыт, степень мотивации, готовность и др.).

3. Интеллектуальные возможности.

4. Нервно-психическая устойчивость, темп пpоизводственной деятельности, yrомляемость.

5. Личностные качества (особенности характера, интересы, мотивация).

6. Адаптация (профессиональная, правовая, психологическая).

Объективные и технические факторы:

1. Производственная среда (физические, химические воздействия).

2. Орудия и средства труда.

3. Технология производства.

4. Способ выполнения работы и производственный процесс (свободный, прерывный и непрерывный).

5. Влияние климатических факторов.

Социально-экономические факторы:

1. Социально-психологический климат в коллективе организации.

2. Стиль управления организацией.

3. Способы оценки и вознаграждения работников.

4. Внеслужебные факторы (проезд до работы, жилье, семья, проведение свободного времени и т. п.).

Анализ практической деятельности человека показывает, что работоспособность изменяется в зависимости от продолжительности рабочего дня, времени суток и др. Изменение работоспособности в течение суток обусловлено физиологической и психологической приспособленностью организма к 24-часовому биологическому ритму. В соответствии с биологическим ритмом организма в течение суток меняются физиологические показатели: кровяное давление, пульс, температура, электропроводимость кожи и т.п.; из психологических функций – скорость реакций, свойства внимания, эмоциональные показатели.

В связи с пpоблемой физиологической работоспособности возникает вопрос: возможно ли перестроить биологический ритм человека?

Так, для растений достаточно переменить время поступления солнечных лучей, а для животных – время поступления солнечных лучей и кормления - и суточные биоритмы существенно перестраиваются. Для человека же необходимо изменить вид деятельности, социальную среду. И здесь возникают трудности, которые влияют на перестройку суточных биоритмов. Это прежде всего кoнтaкты с социальной средой, которые рассчитаны на дневное время (семья, спорт, культура). Кроме этого действуют такие факторы, как дневной свет, шум и т. д. В связи с этим перестройка организма для работы в ночное время возможна при следующих условиях:

– полноценный сон в дневное время (7-8 часов без света, шума и т. д.);

– образ жизни остальных членов коллектива, где он работает и живет, будет таким же;

– более продолжительный период адаптации будет достаточно продолжительным.

Деятельность человека в течение дневной смены можно рассматривать, исходя из следующих состояний: предрабочее состояние, врабатываемость, устойчивый период работоспособности, утомление. В психологии труда эти периоды называют фазами работоспособности.

1. Фаза предрабочего состояния.

Человек может заблаговременно подготовить себя к предстоящей работе при помощи представлений о будущих действиях. В основе этого состояния лежат «идеомоторные процессы», которые могут стимулировать нервно-мышечную систему, которая соответствует характеру предстоящей работы. Эта фаза мобилизации, которая характеризуется предстартовым состоянием.

2. Фаза врабатываемости.

Известно, что начало всякой работы протекает в условиях недостатка кислорода, так как органы дыхания не достигли своей максимальной работоспособности. В этот период также происходит налаживание координационных связей между нервными центрами и рабочими органами. На продолжительность этого периода влияет ряд факторов:

1. Интенсивность работы. Чем интенсивней работа, тем этот период короче.

2. Возраст. Период врабатываемости короче у молодых, чем у среднего и пожилого возраста.

3. Опыт, тренированность. У тренированных лиц период врабатываемости короче.

4. Отношение человека к предстоящей работе.

Положительные эмоции ускоряют активизацию физиологических функций.

3. Фаза устойчивой работоспособности.

Этот процесс характеризуется равновесием, между образованием и устранением продуктов обмена веществ, т.е. кислородный запрос равен кислородному потреблению.

Период устойчивой работоспособности определяется различными факторами:

1. Интенсивность работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивой работоспособности.

2. Специфика работы, например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Мышцы ног выносливее в 1,5-2 раза больше, чем мышцы рук.

3. Возраст. В молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом снижается.

4. Эмоциональные состояния. Положительные эмоции активизируют и удлиняют период устойчивой работоспособности. Страх, неуверенность, плохое настроение снижают работоспособность.

5. Опыт. Наличие правильных навыков за счет автоматизации действий повышает работоспособность.

6. Тип высшей нервной деятельности. Важнейший показатель, характеризующий рaботоспособность – сила нервной системы. Люди с сильной нервной системой проявляют высокую работоспособность и большую выносливость к сильным раздражителям в экстремальных ситуациях. Слабый тип имеет малую выносливость в работе с сильными раздражителями, в тоже время имеются данные, что при работе с однообразными слабыми раздражителями, например (монотонность), слабый тип оказывается продуктивнее сильного.

4. Фаза утомления.

Этот период характеризуется снижением продуктивности работы за счет изменений в физиологических процессах организма. Утомление это временное сниженuе работоспособности, наступающее вследствuе нарушения регуляторных процессов. В ходе работы энергетические ресурсы организма начинают истощаться и нервная система не может обеспечить нормальную регуляцию физиологических и психических процессов. Усталость субъективное переживание утомления.

Важнейшими показателями стадии утомления являются физиологические и психические компоненты:

1. Изменение вегетативных функций: частоты пульса, дыхания, давления.

2. Изменение в работе сенсорики. Так, тактильная, слуховая, зрительная чувствительность может снижаться до 20-40% исходного уровня.

3. Увеличение времени двигательной реакции на световые и звуковые раздражители.

4. Нарушение зрительно-моторной координации.

5. Появление «рассеянного» внимания или неадекватного концентрированного внимания.

6. Наступление сонливости.

7. Ослабление памяти, продуктивности мышления.

8. В области эмоциональной под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость.

9. Утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время реакции усталого человека увеличивается и становится импульсивным.

На процесс утомления влияет:

1. Специфика деятельности. В зависимости от того, какая анализаторная система находится под нагрузкой (зрительная, слуховая, двигательная) или напряжение интеллектуальных функций – все это может сказаться на развитии утомления. Так, монотонность в работе вызывает ускорение утомления.

2. Отношение к работе. Сильное возбуждение, интерес, желание может изменить время появления усталости.

3. Влияние типа нервной деятельности. Индивидуальные различия по силе нервных процессов сказываются на скорости развития утомления.

4. Организация рабочего места. Важное значение имеет построение пультов управления, факторы рабочей среды, эстетическое оформление, наличие регламентированных перерывов.

Утомление можно разделить на первичное и вторичное. Первичному свойственно быстрое развитие и столь же быстрое исчезновение после прекращения работы.

Вторичное утомление характеризуется медленным развитием и медленным исчезновением, вследствие застойного очага, неглубокого торможения. На этом фоне может возникнуть переутомление, которое характеризуется функциональным расстройством центральной нервной системы. Переутомление требует продолжительного отдыха или медицинской коррекции для снятия процесса возбуждения.

Продолжительность восстановительного периода может быть от 3-5 мин. после легкой работы, после тяжелой работы она может длиться 60-90 мин. или несколько дней.

Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза «конечного порыва», благодаря волевым усилиям. Иногда может наблюдаться и фаза срыва. Она выражается в резком падении производительности труда, вплоть до невозможности продолжать работу, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки.

При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда, колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.

Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.

При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и период врабатывания в начале недели может быть более значительным.

В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается.

Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне – основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха – это устанавливаемые дня каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.

Рациональный режим – такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха.

Внутрисменный режим труда и отдыха проектируется на основе следующих общих требований:

Рациональное чередование работы и перерывов для отдыха как одно из средств профилактики.

Совершенствование режимов труда и отдыха проводится с учетом воздействия условий труда на организм человека, его работоспособность.

Принципы и методика определения количества и продолжительности перерывов на отдых независимо от регламентированного периода работы едины. При сокращенной длительности рабочего дня (при 6-7 часовой рабочей смене) потребность в отдыхе может возрастать, поскольку, как правило, повышается интенсивность труда.

Перерывы на отдых должны быть строго регламентированы, что повышает их эффективность. Перерывы по усмотрению рабочих и простои из-за недостатков в организации труда не являются полноценным отдыхом, так как вызывают нарушения рабочего динамического стереотипа и отрицательные эмоции.

В соответствии с естественным суточным ритмом природных процессов, может осуществляться и порядок чередования смен: утренняя, вечерняя, ночная. Однако при этом нужно учитывать, что за ночной сменой обязательно должен следовать выходной. Иначе такое чередование смен может приводить к тому, что работник, отработав ночную смену, должен сразу же выходить в утреннюю, т.е. должен непрерывно работать две смены, что естественно не допустимо. На ряде предприятий, широко использующих труд женщин, хорошо зарекомендовал себя обратный порядок чередования смен, который, во-первых, позволяет исключить возможность выхода работника подряд в две смены, и, во-вторых, позволяет удлинить еженедельный отдых (выходной) после ночной смены: бригада из ночной смены заступает на работу в вечернюю, а потом в утреннюю смену. Разрабатывать новые режимы труда и отдыха и совершенствовать существующие следует, исходя из особенностей изменения работоспособности. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выполнить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении.

Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и еженедельный отдых не предотвращает полностью, накопленного утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке. Продолжительность eгo зависит от тяжести труда, но не может быть менее 15 календарных дней. Отпуск продолжительностью до 24-х дней и более целесообразно использовать единовременно, а при большей длительности – в два этапа.

При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение (поза), монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

При установлении обеденного перерыва рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный перерыв в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа; продолжительность обеденного перерыва устанавливать в 40-60 мин., с тем, что бы работник использовал не менее 20 мин. для приема пищи, а остальное время – на отдых. Она складывается, с одной стороны, из количества времени, необходимого для восстановления физиологических функций до определенного уровня, обеспечивающего снятие утомления, а с другой стороны, из количества времени, необходимого для нормального приема пищи. Если обеденный перерыв устанавливается вскоре после начала рабочего дня (во время фазы врабатывания или в фазе высокой устойчивости работоспособности), то он не приносит пользы и даже вреден, так как препятствует нормальному формированию рабочей установки организма.

Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постоянными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее.

После прекращения работы организм сам пытается восстановить работоспособность. Дыхательная система человека после физической нагрузки восстанавливается за 20-30 минут. После кратковременной нагрузки (например, 20 приседаний) частота сердечных сокращений у здорового человека нормализуется за несколько (3-5) минут. Но для полного восстановления после длительной и тяжелой нагрузки сердечно-сосудистой системе требуется много часов, суток.

Нервная система полностью восстанавливается тоже очень долго. Правда, 12 часовой непрерывный сон может восстановить нервную энергию и после очень сильного кратковременного утомления. Эффективен и отдых с применением аутогенной тренировки.

Рекомендации по преодолению утомления: активный отдых, физкультура, спорт, водные процедуры, баня, массаж, природа, искусство, хорошее питание. Самое простое на словах, а не на деле, конечно, это взять в жизни тайм-аут. Передохнуть. Отсечь все лишнее. Сократить нагрузку, упорядочить образ жизни, сделать его разумным. Очень важен положительный эмоциональный фон для борьбы за восстановление сил, ибо давно замечено, что раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных.

Как восстанавливать силы, не прекращая работу? Микроперерывы, короткие остановки, краткий активный отдых, физкультпаузы. Они очень помогают сохранить работоспособность. Тем боле, если утомление только начинается, когда только наметился спад работоспособности. Поэтому, предупреждая утомление, хорошо заранее выполнить несколько физических упражнений, потереть уши, нос, затылок, сделать массаж лица, шеи воротниковой зоны, умыться холодной водой.

После такой встряски работоспособность опять повысится. Хотя бы на полчаса. Еще лучше, если можно позволить себе короткий сон или сеанс аутогенной тренировки. Это основательно восстановит работоспособность за 15-20 минут. За столом поможет напряжение и расслабление групп мышц спины, брюшного пресса, ног, рук. В выходные дни – спортивные игры (волейбол, бадминтон, теннис), лыжи, бег, плавание, дыхательные упражнения.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие работоспособности.

2. Назовите основные факторы, влияющие на работоспособность человека.

3. Перечислите фазы работоспособности.

4. Назовите основные показатели стадии утомления.

5. В чем сущность внутрисменного режима труда и отдыха?

Обычно отвечают - это способность к выполнению работы. О деятельности организма по восполнению произведенных затрат, как правило, забывают. Поэтому правильнее будет сказать, что, с физиологической точки зрения, работоспособность определяет возможности организма при выполнении работы к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ - физической и умственной - различают физическую и умственную работоспособность.

Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы несчастные случаи крайне редки и происходят, в основном, по причине объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования. Затем, во время фазы неустойчивой компенсации (или субкомпенсации), происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее выгодных энергетически и функционально. Например, в сердечно-сосудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется уже не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты. Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза «конечного порыва».

При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями - учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации.

Первый этап - врабатывание - приходится, как правило, на первый час (реже на два часа) от начала работы. Второй этап - устойчивой работоспособности - длится последующие 2-3 часа, после чего работоспособность вновь снижается (этап некомпенсированного утомления). Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день: до обеденного перерыва и после него.

в течение трудового дня

Таким образом, в течение суток кривая работоспособности выглядит волнообразной. Максимальные подъемы отмечаются

Колебания уровня работоспособности

в течение суток

в 10-13 и 17-20 часов. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. Но и в это время наблюдаются физиологические подъемы с 24 до 1 часа ночи и с 5 до 6 часов утра. Периоды подъема работоспособности в 5-6, 11-12, 16-17, 20-21, 24-1 час чередуются с периодами ее спада в 2-3, 9-10, 14-15,18-19, 22-23 часа. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха.

Любопытно, что в течение недели отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление.

Колебания работоспособности по дням недели

Существует ли изменение работоспособности в течение продолжительных периодов времен: месяца, года или нескольких лет? Хорошо известно, что работоспособность женщин зависит от месячного цикла. Она снижается в дни физиологического стресса: на 13-14 день цикла (фаза овуляции), перед месячными и во время них. У мужчин подобные изменения гормонального фона выражены слабее. Некоторые исследователи связывают околомесячные колебания тонуса с гравитационным влиянием Луны. Есть подтверждения, что действительно, в период полнолуния человек имеет более высокий обмен веществ и нервно-психическую напряженность и менее устойчив к стрессам, чем во время новолуния. Причем у женщин овуляция и падение тонуса приходятся чаще всего на полнолуние.

Сезонные колебания работоспособности заметили давно. В переходное время года, особенно весной, у многих людей появляются вялость, утомляемость, снижается интерес к работе. Это состояние называют весенним утомлением.

Упомянем и о модной теории определения трех биоритмов - физического, эмоционального и интеллектуального - со дня рождения. Такие циклы действительно существуют, причем они имеют связь с показателями обмена веществ. Но их трудно прогнозировать с момента рождения из-за многочисленных привходящих факторов, вызывающих физические, эмоциональные, психические стрессы. Например, при напряженных тренировках спортсменов или во время студенческой сессии амплитуда соответствующих биоритмов была все время на подъеме, а частота увеличивалась. Это свидетельствует о том, что психологические факторы сильнее природных датчиков ритма.

В последние годы обнаружены ритмы функционирования нервной, мышечной и сердечно-сосудистой систем продолжительностью 5-16 дней. Их выраженность зависит от тяжести труда. У людей тяжелого физического труда они равны 5-8 дням, у работников умственного труда - 8-16 дням.

А как влияет на работоспособность возраст? Установлено, что в 18-29 лет у человека наблюдается самая высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. К 30 годам она снижается на 4 %, к 40 - на 13, к 50 - на 20, а в возрасте 60 лет - на 25 %. По данным ученых Киевского института геронтологии, физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50-60 годам она снижается на 30 %, а в следующие 10 лет составляет лишь около 60 % юношеской.

Длительное время ученые считали утомление отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Немецкий физиолог М. Рубнер в начале XX веке высказал предположение, что человеку отпущено на жизнь определенное число калорий. Поскольку утомление является «расточителем» энергии, оно ведет к сокращению жизни. Некоторым приверженцам этих взглядов даже удалось выделить из крови «токсины усталости», сокращающие жизнь. Однако время не подтвердило этой концепции.

Уже в наши дни академик АН Украины Г.В. Фольборт провел убедительные исследования, показавшие, что утомление является естественным побудителем процессов восстановления работоспособности. Здесь действует закон биологической обратной связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно, до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей работоспособности. Важно и то, что в период восстановления происходит «текущий ремонт» органов и тканей, усиливаются процессы регенерации, заживления ран. Все это говорит о том, что утомление не разрушает организм, а поддерживает его. Подтверждением этого вывода являются исследования советского физиолога, профессора И. Л. Аршавского, в ходе которых было установлено, что физические нагрузки не сокращают, а наоборот, увеличивают продолжительность жизни.

Одно из наиболее емких определений состояния утомления дали советские ученые В.П. Загрядский и А.С. Егоров: «Утомление - возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяемых чувством усталости».

Почему же такая полезнейшая вещь имеет отрицательную окраску: снижается интерес к работе, ухудшается настроение, нередко возникают болезненные ощущения в теле?

Сторонники эмоциональной теории объясняют: это происходит, если работа быстро наскучила. Другие основой усталости считают конфликт между нежеланием работать и принуждением к труду. Наиболее доказанной сейчас считается деятельная теория.

Начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Первое из них выражает прежде всего воздействие на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности, а второе - состояние перегруженности самой центральной нервной системы. Обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т. е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Психическое утомление проявляется в следующих особенностях:

1) в области ощущений утомление проявляется в понижении восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители он вообще не воспринимает, а другие воспринимает лишь с опозданием; снижается способность концентрировать внимание, сознательно его регулировать, в результате человек отвлекается от трудового процесса, совершает ошибки;

2) в состоянии утомления человек меньше способен к запоминанию, труднее также вспоминает уже известные вещи, причем воспоминания становятся обрывочными, и человек не может применить свои профессиональные знания в работе в результате временного нарушения памяти; мышление усталого человека становится замедленным, неточным, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту; человек с трудом соображает, не может принять правильное решение;

3) в области эмоциональной под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость; утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время реакции усталого человека увеличивается, а, следовательно, он медленнее реагирует на внешние воздействия, одновременно теряет легкость, координированность движений, что приводит к ошибкам, несчастным случаям.

Как показывают исследования, явления утомления в утренней смене интенсивнее всего наблюдаются на четвертом-пятом часу работы.

При продолжении работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).

После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. Однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро. После сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6-8 часов ночного сна. Порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев.

Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления.

Степени переутомления (по К. Платонову)

Симптомы I-начинающееся переутомление II-легкое III-выраженное IV-тяжелое
Снижение работоспособности малое заметное выраженное резкое
Появление сильной усталости при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без всякой нагрузки
Компенсация снижения работоспособности волевым усилием не требуется полностью компенсируется не полностью незначительно
Эмоциональные сдвиги временами снижение интереса к работе временами неустойчивость настроения раздражительность угнетение, раздражительность
Расстройства Трудно засыпать и просыпаться сонливость днем бессонница

Для начинающегося переутомления (I степень) эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого переутомления (II степень) полезен очередной отпуск и отдых. При выраженном переутомлении (III степень) необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха. Для тяжелого переутомления (IV степень) требуется уже лечение.

Вероятность возникновения несчастного случая повышается также, когда человек находится в состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей. При монотонии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, «засыпания с открытыми глазами», отключения от окружающей обстановки. В результате человек не в состоянии своевременно заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, что, в конечном счете, и приводит к ошибке в действиях, к несчастным случаям. Исследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они дольше сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой.

Виды работоспособности.

Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работоспособность (Медведев В.И., Парачев А.М., 1971).
Общая работоспособность отражает способности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств личности и здоровья человека. Синонимом общей работоспособности является понятие «трудоспособность », используемое в практике врачебно-трудовой экспертизы.
Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связных с корректировкой текстов в типографии.
Потенциальная работоспособность (выносливость ) характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определенной нагрузке). Второе значение термина «потенциальная работоспособность» характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это значение близко понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.
Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.

Понятие «актуальная работоспособность» соответствует термину «функциональное состояние» субъекта труда, которое также задается через характеристики «наличного уровня активности функциональных систем организма», характеризующегося «степенью её адекватности предстоящей деятельности человека». Следует различать состояние работоспособности (или функционального состояния) отдельных клеток, органов, систем организма и человека как субъекта труда в целом.

Характеристика стадий работоспособности

В течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Одним из первых закономерные периоды динамики работоспособности, объясняющие кривую работы, выделил Эмиль Крепелин (1902.

Рис. Стадии работоспособности, выделенные по соотношению показателей, деятельностного, психического и психофизиологического уровней функциональной системы деятельности (разделены вертикальными линиями):
1 - врабатываемость; 2 - оптимальная работоспособность; 3 - полная компенсация; 4 -неустойчивая компенсация; 5 - конечный порыв; 6 - прогрессивное снижение работоспособности; а - максимальные резервные возможности; б - эффективность работы; в - утомление; г – напряженность.

На основании о анализа соотношения изменений продуктивности деятельности и психофизиологических показателей в процессе рабочего дня на кривой работоспособности были выделены следующие стадии:
1. Предстартовое состояние – период, характеризующий состояние субъекта деятельности до начала работы. Оно может быть трех видов:
- состояние боевой готовности – отличается ориентацией субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих силах, высокой деловой мотивацией;
- состояние стартовой лихорадки – при этом выражена тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения результата, проявляется суетливость, чрезмерное возбуждение, нетерпение;
- состояние стартовой апатии – в этом случае для субъекта деятельность лишена смысла, типичны – вялость, сонливость.
2. Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности ) – начальный период работы, характеризующийся постепенным нарастанием продуктивности. Здесь могут быть выделены:
- фаза первичной (ориентировочной) реакции (первичная мобилизация) – когда трудовая активность замедленна в условиях ориентации субъекта в новой обстановке, наблюдается в момент начала деятельности и длится до нескольких минут. Эта фаза характеризуется кратковременным снижением значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением в нервной системе, возникающим в результа­те изменения характера стимуляции;

- фаза гипермобилизации - характеризуется повышением как неспецифической активации, так и специфических сдвигов, например активизацией анализаторов, переходом организма в состояние готовности к восприятию информации. На психологическом уровне происходит построение плана деятельности и мысленное «проигрывание» ее ключевых этапов. Постепенное повышение работоспособности сопровождается выраженными колебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышенной нервно-психической напряженности: учащением пульса и дыхания, повышением кровяного давления, депрессией альфа-ритма, повышением доли тета- и бета-ритмов в электроэнцефалограмме;

- гиперкомпенсация – отмечается в том случае, если условия труда остались прежними и трудовой процесс начинается с адаптационной фазы.
Этот период может занимать от нескольких минут до получаса, все зависит от сложности выполняемых задач. Если задачи повторяются в течение рабочего дня и осуществляются с помощью стереотипных действий, необходимые функциональные системы быстро настраиваются и человек начинает продуктивно работать. Если требуемые навыки сложные, врабатывание затягивается. Волевые усилия требуются в начале работы, по мере формирования программ действий, актуализации автоматизированных механизмов их выполнения, все меньше нужны эмоционально-волевые воздействия.
В целом в данном периоде отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, возрастание активности психических процессов, возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.
3. Стадия оптимальной работоспособности (компенсации ) отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стабилизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напряжения. Субъективно в этот период работник чаще всего испытывает функциональный комфорт. Стадия характеризуется стабильными параметрами деятельности и организма, устойчивое рабочее состояние или состояние функционального комфорта, отражает оптимальность психофизиологических затрат (высокая продуктивность достигается минимальными затратами). Статистически достоверных изменений в психофизиологических показателях организма не наблюдается.

4. Стадия субкомпенсации (неполной компенсации), обычно сменяет предшествующую стадию к началу третьего часа работы, при этом появляются снижение работоспособности и начальные признаки утомления, субъективно переживаемые как состояние усталости (ощущения дискомфорта, местных болевых ощущений). При этом объективно отмечается: учащение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, снижение показателей психических функций. Но начальные проявления утомления успешно компенсируются эмоционально-волевыми действиями и не сказываются на продуктивности и качестве работы. Компенсация утомления происходит за счет волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.
5. Стадия декомпенсации (или выраженного утомления ) является периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому снижению работоспособности, которое обнаруживается в колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и вероятности травм. В этот период обнаруживаются резкие колебания эмоциональной напряженности, волевых усилий субъекта труда; субъективные и объективные проявления утомления ярко выражены. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенсаторных систем различного уровня, изменения в которых происходят не одновременно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счет менее ответственных (энергетически и функционально) процессов и, в частности, путем подключения дополнительных ресурсов организма.
6. Стадия срыва или прогрессивного снижения продуктивности , отличается тем, что функциональные возможности человека значительно нарушены. Если в таком состоянии трудовая деятельность продолжается, она завершается полным отказом, ибо приближается к потенциально возможной величине работоспособности. В реальных условиях труда рабочая смена завершается на 4-5 стадии и в том случае, когда труд оплачивается сдельно, может быть выделена стадия особого состояния – конечный порыв.
7. Стадия «конечного порыва» проявляется на поведенческом уровне в росте продуктивности, но этот рост происходит в условиях волевой мобилизации и продолжающегося нарастания утомления. Работоспособность в этот период продолжает снижаться. В конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу, в особенности при наличии высокозначимых для субъекта целей, может происходить кратковременное повышение продуктивности за счет привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Очевидно, что такой режим работы является экстремальным для организма и ведет, как правило, к переутомлению и хроническим заболеваниям.
8. Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накопле­нием функциональных резервов. Различают текущее восстановление - в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов, срочное восстановление - непосредственно после окончания всей работы, отставленное восстановление - на протяжении многих часов после завершения работы и медико-психологическая реабилитация - восстановление после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества субъекта труда.
Кривая работы имеет характерные особенности:

При монотонных работах период устойчивой высокой продуктивности может отсутствовать, часто появляется постоянно повторяющееся волевое самостимулирование.

В условиях особенно сложных видов труда период устойчивой продуктивности может быть очень коротким по причине быстрого развития состояния острого утомления.

4.Уровни работоспособности.

А.Б. Леонова и В.И. Медведев (1981) предложили рассматривать работоспособность человека как субъекта труда на трех уровнях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.
1. На морфофизиологическом уровне субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процессов активации в организме, нейродинамические свойства. В процессе работы организм человека может испытывать неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды, к которым относятся:

Температура, влажность и скорость движения воздуха; атмосферное давление; шум, вибрация, излучения – электромагнитное, инфракрасное и пр.;

Параметры освещения рабочего места; временной режим работы; контакт с ядами, пыль; контакт с микроорганизмами. Эти воздействия (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания относительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).
2.При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне обсуждаются:

Функциональное содержание трудовой нагрузки;

Требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение трудовых задач (временной режим труда и отдыха, рабочая поза, функциональные особенности трудовой нагрузки).

При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических процессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъективной значимости труда и его компонентов.
3.Рассматривая работоспособность субъекта труда на поведенческом уровне , можно исследовать:

Его опыт, навыки, стиль деятельности, приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации;

Типичные для большинства работников данной профессиональной сферы причины снижения работоспособности;

Индивидуальные варианты профессионального поведения.

Выделение типичных факторов снижения работоспособности, понимание природы развития неблагоприятных функциональных состояний в конкретных видах труда составляют основу для выработки способов оптимизации труда, повышения работоспособности, рационализации орудий труда, пространственной организации рабочих мест и других эргономических мероприятий.
В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудового процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в исследовании причин профессионального утомления и путей повышения работоспособности важное значение имеет психологический анализ профессиональной деятельности и условий её осуществления.

5.Показатели работоспособности.

Для оценки уровня работоспособности используется ряд показателей:

1.Прямые (профессиональные) показатели характеризуют эффективность и надежность выполнения трудовых задач (отдельных действий, операций) в реальной деятельности или при решении «рабочих тестов» - стандартизированных по объему, времени и условиям выполнения заданий, моделирующих элементы трудовой деятельности. На практике оценка работоспособности часто производится на основе использования именно ее прямых показателей.
2. Косвенные (функциональные) показатели отражают текущее функциональное состояние организма, его резервные возможности и уровень активации профессионально значимых психических функций. Их оценка производится путем объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на осно­ве сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических (телесных) функций. Основным критерием профессиональной надежности являются понятия «отказ» - прекращение действий или деятельности, и «ошибка» - неправильное действие, приводящее к отклонению в деятельности управляемой техники (или человека) за допустимые пределы. Состояние функциональных систем организма и психики, степень развития и реактивности профессионально важных качеств и функций человека влияют на уровень профессиональной надежности человека. Наличие указанной связи определило необходимость использования понятия «функциональная надежность».
Функциональная надежность субъекта труда - это свойство функциональных систем человека обеспечивать его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством. Данное свойство проявляется в адекватном требованиям деятельности уровне развития профессионально значимых психических и физиологических функций и механизмов их регуляции в нормальных и экстремальных условиях.
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для её оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.


Похожая информация.




Поделиться: