Алтайские легенды о деревьях. Дуб священный Мифы легенды притчи о деревьях и цветах

Анютины глазки

Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделённой любви.

Во Франции трехцветные фиалки называли "цветами на память". В Англии они были "сердечной усладой", их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля - в День святого Валентина.


Астра

При раскопках в Крыму на гробнице, которой было около двух тысяч лет, археологи обнаружили изображение астры. Это свидетельствует о том, что растение известно людям уже очень давно.

Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далеких звезд, поэтому красивый цветок и получил название "астра" (лат.aster - "звезда"). Древнее поверье гласит - если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звездами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь.

Цветок астры является символом женщин, рожденных под астрологическим знаком Девы.


Бамбук

Наряду со сливой и сосной бамбук является символом Страны восходящего солнца. Согласно представлениям японцев бамбук олицетворяет преданность, правдивость и чистоту. Перед Новым годом на каждой входной двери в Японии появляются связки сосновых веток и бамбуковых побегов, которые должны в наступающем году привлечь в дом счастье. Для японцев бамбуковая палочка с изображением ласточки олицетворяет дружбу, а с журавлем - долгую жизнь и счастье. В Японии существует легенда о миниатюрной девушке Кагуйя-химэ, которую дровосек Такетори но Окина нашел в стволе срубленного им бамбука. Интересно, что цветение бамбука в некоторых культурах интерпретируется как предвестник голода. Это объясняется тем, что растение цветёт очень редко, а его семена употребляются в пищу, как правило, только в голодные времена.


белладонна

Русское название - Белладонна (красавка, красавица, сонная одурь, сонный дурман, бешеная вишня, бешеница).

С помощью белладонны женщины на протяжении многих сотен лет пытались стать красивее. Причем иногда даже с риском для своей жизни, ведь белладонна - растение ядовитое. Оно содержит яд атропин, который может вызвать тяжелейшее отравление. В результате у человека начинается сильное возбуждение, доходящее до бешенства, отчего в народе это растение и получило название "бешеница". Не случайно великий шведский систематик Карл Линней отнес белладонну к роду Atropa, названному так в честь греческой богини судьбы Атропы. Согласно мифу, Атропа обрывает нить человеческой жизни (греч. atropos - "неумолимый", "безвозвратный").

Однако уже в Древнем Риме женщины применяли сок белладонны для того, чтобы расширить зрачки, и тем самым сделать глаза выразительнее и привлекательнее.


берёза

Древние славяне писали на коре березы - бересте. В Древнем Новгороде, который прославился своей высокой культурой, было найдено множество посланий, процарапанных на бересте. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину.

Одна из легенд повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.

В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Например, по случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей.

Березовый сок, так почитаемый в начале весны и служащий основной причиной гибели березовых деревьев, считался соком живительным, омолаживающим и дающим силы. Однако, с точки зрения состава, в нем, кроме воды и небольшого количества сахара, ничего нет, а афродизиаком он на самом деле не является.


василёк

У славянских народов существовала традиция во время праздника, посвященного созреванию ржи, ячменя и пшеницы, украшать васильками первый сноп. Его называли именинником и с песнями приносили домой.

Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает "кентаврово".

Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.


ветреница

Научное название растения происходит от латинского anemos - "ветер". В русском языке растение по аналогии с латинским вариантом стали называть "ветреницей". В Палестине до сих пор существует поверье, что анемон рос под крестом, на котором распяли Иисуса. Поэтому в этой стране растение особо почитаемо.

В древнегреческой культуре о происхождении анемона существует миф, который повествует о трагической любви прекрасного земного юноши Адониса и богини любви Венеры. Когда возлюбленный Венеры погиб на охоте от клыков кабана, она горько оплакивала его, а на том месте, где падали ее слезы, вырастали нежные и прекрасные цветы - анемоны.


дербенник

Научное название дербенника в переводе с древнегреческого языка означает "пролитая, свернувшаяся кровь". Оно намекает на кровоостанавливающее свойство этого растения. Видовое название дербенника связано с ивой (от латинского salix - "ива"), поскольку оба растения имеют узкие вытянутые листья.

Русское название "дербенник" произошло от древнерусского диалектного слова "дерба", обозначавшего болотистые места или непаханую целину. Именно там чаще всего в природе и встречаются эти растения. В теплую и влажную погоду с листьев дербенника стекают капли воды, поэтому в быту его называют плакун-травой. Существует старинное предание о том, что в плакун-траву превратились слезы Богородицы, которая оплакивала Христа.


дуб

О долголетии дубов ходят легенды. В Запорожской Сечи сохранился дуб, под которым Богдан Хмельницкий напутствовал перед боем своих воинов, а в Санкт-Петербурге растут дубы, посаженные еще Петром Великим.

Согласно древнему славянскому мифу, еще до сотворения мира, когда не было ни Земли, ни Неба, в синем море находился огромный дуб, на котором сидели два голубя. Они спустились на дно моря и достали песок, камни и звезды. Из них и были созданы Земля и Небо.


женьшень

Женьшень - одно из самых древних лекарственных растений. Уже три тысячи лет назад народные целители использовали его в медицинских целях.

Научное название женьшеня - panax - с латинского переводится как "панацея" - то есть "лекарство от всех болезней". В китайская языке слово "женьшень" намекает на сходство корня этого растения с фигурой человека (кит. жень - "человек", шень - "корень").

Древние китайцы ценили женьшень на вес золота. Они верили, что во время цветения растение пылает волшебным светом, и если в это время добыть его целебный, светящийся в темноте корень, то им можно не только вылечить от всех хворей больных, но и воскресить мертвых. Однако, добыть цветущий женьшень чрезвычайно трудно, потому что по легенде его стерегут дракон и тигр.


календула

Благодаря своеобразной форме плодов в народе календулу называют ноготками.

В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу хворые. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес злыдень Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками


кипарис

С древних времен человек полюбил кипарис за его грациозность, приятный аромат, ценную древесину и целебные свойства. Кипарисами был украшен Иерусалимский храм.

С античных времен у одних народов кипарис ассоциировался со смертью и похоронами, а у других символизировал юность и грацию. Недаром о статном мужчине говорят, что он строен, как кипарис.

В греко-римской культуре существовал миф о сыне царя Кеоса - Кипарисе. Согласно этому мифу на острове Кеосе в Карфейской долине жил златорогий олень. Всем нравилось грациозное животное, но больше всех его любил Кипарис. Как-то в жаркий день олень спрятался от изнуряющего зноя в кустах. На беду в это время сын царя Кеоса решил поохотиться. Он не заметил своего лучшего друга, и метнул в ту сторону, где он лежал, копье. Отчаяние охватило юношу, когда он увидел, что убил своего любимого оленя. Горе Кипариса было неутешным, поэтому он попросил богов превратить его в дерево. Боги внемли молитвам, и он стал стройным вечнозеленым растением, которое стало символом скорби и траура.


кувшинка

Древнегреческий миф рассказывает о наяде Нимфее, которая напрасно ожидала своего любимого. По одной из версий легенды это был сам Геракл. Много дней и ночей провела безутешная Нимфея на берегу озера, пока от горя не превратилась в белый прелестный цветок - нимфею, или кувшинку.

В древние времена немцы называли кувшинки лебединым или русалочьим цветком, поскольку верили, что нимфеи иногда превращаются в птиц или русалок. Древние славяне называли белую кувшинку "одолень-травой". Собираясь в дальнюю дорогу, путешественники надевают на шею оберег - маленький мешочек с сушеными цветками этого растения, надеясь на то, что он поможет одолеть все трудности пути. Отсюда и произошло русское название - кувшинка.


купена

С корневищем связано простонародное название купены - "соломонова печать". Каждый год отмершие стебли купены оставляют на ее толстом корневище рубцы, которые отдаленно напоминают печати. Эти следы и дали повод назвать купену соломоновой печатью.

Дело в том, что согласно старинной восточной легенде израильский царь Соломон (Сулейман) носил на пальце драгоценный перстень с изображение!" шестиконечной звезды. Именно такой знак позже стали называть звездой Давида или печатью Соломона. Мифы рассказывают, что с помощью своей волшебной печати царь Израиля побеждая в многочисленных сражениях. Благодаря этому талисману Давид также обладал властью над добрыми и злыми духами - джиннами. Даже самый главный джинн - Асмодей - выполнял любые приказания царя. Демонов, которые не хотели ему повиноваться, израильский царь наказывал - заточал в медные сосуды, которые запечатывал Печатью Соломона. Однажды возгордившись своей властью над джиннами, Соломон предложил Асмодею померяться силой и опрометчиво отдал ему свой магический перстень. Асмодей тут же превратился в исполина и перенес Соломона в дальние края, а сам занял его место на троне.

Несколько лет царь Израиля скитался по разным странам, нищенствуя и бедствуя. Тем не менее, он добрался до родного Иерусалима и благодаря своей хитрости вновь завладел Печатью Соломона. Таким образом, Соломон вернул себе власть над страной и джиннами. Говорят, что однажды Соломон отметил своей Печатью целебное растение купену для того, чтобы при необходимости можно было ее легче отыскать. Следы от соломоновой печати до сих пор сохранились на ее корневище.


дурман

Жрицы в Древней Греции использовали это растение в обрядах для предсказания будущего. Точно так же поступали и первые ведьмы. Считается, что это растение было завезено в Европу в 15-м или 16-м столетии. К тому времени в Америке им пользовались уже на протяжении нескольких веков.

Американские индейцы, жившие на юго-западе, использовали дурман так же, как и колдуньи: для вызова видений и в качестве противодействия заговорам и злым чарам. Растение является настолько сильнодействующим ядом, что одного прикосновения к нему достаточно для развития воспаления кожи.


лавр

Лавр, как вечнозеленое дерево, символизирует бессмертие, но также и триумф, победу и успех. Лавр служит эмблемой Аполлона, греческого бога поэзии и музыки; на играх в его честь, которые включали соревнования как в атлетике, так и в искусствах, победителей венчали лавровыми венками. Римляне распространили эту традицию на военных победителей. Юлий Цезарь надевал лавровый венок на все официальные церемонии (предполагается, что это скорее было призвано скрыть его лысину, чем напомнить римлянам о его статусе бессмертного). На английских монетах Карл II, Георг I и Георг II, а через некоторое время и Елизавета II изображались с лавровыми венками. Как символ превосходства, лавровый венок часто включался в символы автомобильных компаний, таких, как "Альфа-Ромео", "Фиат" и " Мерседес".


папоротник

Папоротник на Руси часто называли разрыв-травой и верили что одного прикосновения его цветка достаточно, чтобы открыть любой замок, разорвать железные кандалы или путы.

Вот только как он цветет, не мог установить никто. Но считалось что цветущий папоротник стережет Жар-птица.

И вокруг загадочного папоротника начали возникать легенды.

Согласно одной из них, бог Солнца - Ярило - облагодетельствовал людей, даровав им огонь. Каждый год в ночь с 23 на 24 июня, он посылает на землю огонь, который разгорается в цветке папоротника. Человек, нашедший и сорвавший в Иванову ночь (ночь на Ивана Купала) «цвет-огонь папоротника» («царь-огонь»), сам становится невидимым и приобретает способность видеть сокрытые в земле клады, понимать язык всякого дерева и всякой травы, речь зверей и домашних животных. Однако сорвать, судя по преданиям, цветок папоротника трудно и опасно. Во-первых, распускался цветок в полночь лишь на одно мгновение и его тотчас обрывала рука невидимого злого духа. Во-вторых, духи мрака, хлада и смерти напускали ужасы на смельчака и могли увлечь его за собой в страну мрака и смерти...


подснежник

Некогда подснежники считались эмблемой надежды. Старинная легенда рассказывает, что, когда Бог изгнал из рая Адама и Еву, шел снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев были превращены в нежные белые цветки подснежника. Замерзшей Еве они как бы подали надежду, что скоро будет потепление. С тех пор подснежник считается предшественником тепла.

Есть и другая легенда, появления на Земле подснежников. Эту историю рассказывала известная писательница Анна Саксе. Богиня снега родила дочку и назвала ее Снежинкой. Отец решил выдать ее замуж за Северного Ветра - Южный же пригласил ее танцевать. Это не понравилось жениху, и Северный ветер заставил Снежинку плясать вместе с ним. Танцевал и дул холодом, от чего погибали розы, деревья в цвету, которые привез Южный брат. Снежинка распорола пуховые перины, приготовленные к свадьбе, и накрыла все белым покровом. Северный ветер разозлился пуще прежнего. Тогда Южный схватил Снежинку и спрятал ее под куст. По просьбе Снежинки Южный ветер поцеловал ее, и она растаяла, упав каплей на землю. В страшной злобе Северный ветер придавил ее ледяной плитой. С тех пор под ней и находится Снежинка. Находится все время и только весной, когда Южный ветер обходит свои владения, она, услыхав, смотрит на него из прогалины нежным взглядом.


белена

Съесть любую часть белены, особенно корень, и в самом деле очень опасно, полагали, что от этого может наступить бесплодие, помешательство или глубокий транс, из которого удается выйти только с большим трудом. Из этого последнего верования проистекает, вероятно, современное валлийское - о том, что если ребенок уснет близ растущей белены, он уже не проснется.

Если английское поверье трактует белену как сильно действующее снотворное, то в России, наоборот, белена считалась средством, возбуждающим нервную систему и могущим привести ко временному умопомешательству. От суда и поговорка: "Он белены объелся".

Крымском берегу в нескольких верстах от Алушты жил честный рыбак со своею женою. Это были весьма смиренные и добрые люди. Двери их старенькой хижины постоянно были открыты для путников, которые могли найти в ней ночлег и приют. А дети-сироты и бедные вдовы могли получить здесь не только еду, но и слова ласки и утешения. Что и говорить, местные жители глубоко уважали эту семью. Хорошая слава шла о них по побережью. А близ с доброй шла слава дурная – о родных детях этих хороших людей, о трех дочерях. Старшая дочь, Тополина на вид была безобразной, небольшого роста, неловкая. А по характеру – очень презлая.Для того, чтобы насолить соседям, она поднималась на крыши, подслушивала чужие тайны, а затем рассказывала о ним по всему побережью. Но чудовищней всего в ней было то, что она днями и ночами проклинала своих родителей за свою уродливость, за маленький рост.

Среднюю дочь звали Граната, была помешана на розовом цвете. Она попрекала родителей за то, что она не достаточно красива и ее щечки не розовые. А если бы она была розовой, подобно цветку, все останавливались бы и любовались ею с восхищением.

Относительно, Кипарисы, она была красива и весела характером. Однако под воздействием старших сестер тоже глумилась над родителями. Дескать, родили ее на свет божий ночью, а не днем, из-за этого она такая смешливая и резвая.

Непросто было родителям слышать укоры своих детей. Но что сделаешь? Любовь родителей беспомощна и слепа. Старики молча терпели выходки своих дочерей, терпели их насмешки. А, чтобы предотвратить неприятности, частенько уходили в горы. Там они могли жить по нескольку дней.дин раз, когда они были дома, в домик ворвались все три их дочери. Разъяренные каким-то происшествием, они начали кулаками избивать отца и мать.

– О небо, – молили родители. – Есть ли такие силы, что могут защитить нас от наших же дочерей!

И как только произнесли они эти слова, неизвестно откуда раздался голос:

– Тополина! Ты проклинаешь свою мать, своего отца за то, что родилась небольшого роста. Так превратись же в высочайшее дерево, на котором никогда не будет ни цветов, ни плодов. Ни одна птица, помимо ворона, не не совьет на тебе гнезда…

–Твое желание, Граната, тоже сбудется. Ты превратишься в дерево с розовыми цветками, и все будут останавливаться и любоваться ими. Но никто не будет понюхать эти красивые цветы, ведь они будут без запаха. Твои плоды будут ярко-красными в середине, не смогут никого насытить, утолить ничьей жажды, ведь они не будут созревать…

– Тебя, Кипариса, постигнет судьба твоих сестер. Ты жаловалась на свой веселый характер – ты станешь растением печальным и красивым…

Насмерть перепуганные девушки выбежали из хижины. За ними бросились родители. Но их детей уже не было: во дворе стояли три до того времени неизвестных дерева. Одно подняло ввысь свои ветви, как будто хотело стать еще выше, другое было укрыто розовыми цветами, а третье замерло в грустном молчании.

А люди назвали эти три дерева именами дочерей – тополь, кипарис и гранат.

Легенда о берёзе

Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами и занимались в основном животноводством. Из-за нехватки пастбищ между племенами возникали ссоры, переходящие в войну. У одного из предводителей такого племени была дочь. В отличие от своих соплеменниц, девушек со смуглой кожей, она была светлокожей. «Бледнолицая» — так ее называли вокруг. Девушка со своими подругами жила недалеко от стойбища. По обычаю юноши должны себе выкрасть невесту из такого девичьего «поселения». И только после этого девушка уже женой возвращается жить в свое стойбище. Но однажды неизвестно откуда напали враги на жилище девушек. Они знали, что все мужчины стойбища ушли в очередной поход защищать родные земли. Девушки решили сами защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались с врагами девушки, много врагов сложили головы. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую.

Наконец, все ее подруги погибли. И только она продолжала истреблять нежданных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала. В том месте, где упала девушка, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины. Каянча – так звали девушку, что в переводе с алтайского – «береза».

В Алтайском районе есть село с названием Каянча, красивые склоны гор в его окрестностях покрыты светлым, прекрасным березняком, они хранят память о юной, отважной красавице.


Легенда о кедре

С давних пор алтайцы считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой…

Однажды в глухой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним раскидистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми ветвями, а на земле под кроной, опавшая за всю его жизнь хвоя лежала толстым слоем.

Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся оттого, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым кедром, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. «Что же ты не падаешь, ведь я слышал об этом ещё вчера?» – удивленно заметил молодой кедр. «Да» – ответил старый кедр – «Я упал бы ещё вчера, но подо мной лёг спать уставший человек». Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Закачался старый кедр и с вздохом облегчения упал на землю.

Эта легенда говорит о том, что кедр, даже умирая, жалеет человека за то, что человек бережно и с любовью относится к нему.

Дуб

ДУБ (лат. Quércus ) - Этимология не установлена, наиболее убедительным кажется объяснение слова как табуистического образования славян, того же корня, что и дупло , болг. дупка «дыра, нора, яма». В соответствии с этим, дуб первоначально - «дерево с дуплом». Есть мнение, что на древнеславянском «дуб» является однокоренным слову «Перун», в таком случае, это – дерево Перуна.

Как практически все древние народы, наши предки считали многие деревья, особенно старые и большие, (например, вербу , рябину, плодовые деревья – яблоню , вишню и др.) священными. А самыми почитаемыми среди них были береза и дуб, его называли царем леса и этому были вполне веские основания.

Дуб одна из самых долговечных древесных пород на Земле и самая долговечная в Европе. Обычно дуб живет 400 – 500 лет, а отдельные деревья могут достигать возраста 1000 – 2000 лет. Поэтому неудивительно, что именно дуб - одно из наиболее почитаемых у древних славян дерево, посвященное верховному божеству Перуну, символ рода, долголетия, бессмертия, мужества, мужского начала, выносливости.

Вглядись в него: он важен и спокоен.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он воин в поле, даже и один.

Николай Заболоцкий.

Люди верили, что в дубах обитают души умерших предков, что эти деревья обладают магической силой. Среди князей Киевской Руси был особо почитаем Святослав. В одной из многочисленных легенд о нем так рассказывается о его гибели.

Когда Святослав возвращался из Константинополя на родину, напали на него печенеги. Долго бились они, силы киевских ратников таяли, пока, наконец, Святослав не остался один. Сам не свой от радости, скомандовал хан Куря взять его живьем.

Взмахнул последний раз мечем князь, замерли от ужаса печенеги. - Гуляй, Куря, будет и тебе буря! - грозно крикнул Святослав. А потом внезапно просиял лицом и со словами: «Прими, брат, мощный дуб, мою душу» - с силой вогнал меч в живот, и приковал им себя к дубу. В тот же миг загремело небо, и огненный дождь облил печенегов, содрогнулась земля, и попрыгали враги, как те лягушки, в Днепро-Славуту. Когда все утихло, печенеги вновь бросились к дереву, но не нашли там тел Святослава и остальных русичей. Их тела испепелил небесный огонь, белые кости схоронила Матушка Сыра Земля, а их нетленные души перенеслись и воплотились в деревья молодой цветущей дубравы.

В старину с дубом были связаны многие магические обряды, заговоры. Так, на житомирщине, с заговором от детской бессонницы обращались к дубу, каждая ветка которого имела свое имя. Ветка с желудями – мужское, а без желудей – женское. Если бессонницей страдала девочка, то в заговоре называлось имя ветки - мальчика, и наоборот.

Интересен заговор от укуса змеи: «На море, на Океане, на острове Кургане, стоит дуб. Под тем дубом кровать, на кровати лежит девица, змЕина сестрица. Я к ней прихожу, жалобу приношу на казюлей, на ужей…» . Считалось, что при зубной боли помогает подержать во рту свежую дубовую щепочку. Увидеть во сне дуб, усыпанный желудями – к богатству, благополучию. Чтоб путь был спокойным, путешественники оставляли свои посохи возле дуба.

С приходом христианства и вытеснением язычества, негативным толкованием его верований, дубу досталось больше всех, о чем ярко говорят такие присловья, как « с дуба упал», «тупой как дуб» и т.п. Это - следы опорочивания языческих святынь.

Христианская церковь постоянно боролась с верой в святость деревьев, в частности – дуба, с поклонением им как божествам, но отнюдь не исключала их из христианских преданий и легенд, вспомним хотя бы о «древе познания» и «райских яблоках».

Согласно одной христианской легенде, о распятии Христа было объявлено заранее. Все деревья собрались и договорились, что никто из них не станет участвовать в этом событии. Когда начали выбирать дерево для креста, каждый кусок стал раскалываться и крошиться. Только дуб не раскололся и позволил использовать себя для изготовления распятия: он считал поведение деревьев предательством, подобным Иудиному.

Традиционное отношение к дубу в народных легендах и песнях сохранилось. По сей день на Украине существует обычай сажать дубок, когда родится ребенок. До сих пор в рушниках сохраняются мотивы дубовых листьев, чаще всего вместе с калиной, как символы отца и матери, мужа и жены.

Особое отношение к дубу было у запорожского казачества, которое зародилось на острове Хортица – самом большом в мире речном острове на Днепре. Существует народное поверье: пока на Хортице шумят дубы, до тех пор будет защищена Украина. На Хортице рос знаменитый дуб, о котором еще в 10 веке писал Константин Багрянородный. Он простоял почти 2000 лет, аж до 1871 года и засох от старости. Запорожцы поставили ему памятник, а из его желудей насадили сотни молодых дубков по всей Украине.

До наших дней сохранился в поселке Верхняя Хортица другой знаменитый 700-летний дуб, под которым запорожские казаки, писали свое письмо турецкому султану.

Дуб был оберегом казаков и вообще занимал значительное место в их культуре. Существует множество легенд о таинственных казацких кладах, зарытых под дубом, о том, как дуб спасал от лихих ворогов людей, укрывая их под своими корнями или в дуплах.

Одним из непременных атрибутов казака была люлька (трубка), и с этим тоже связано несколько легенд. …Когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее там брать, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели.

А вот еще одна легенда. Черти, чтоб отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать и подпалили стоявший рядом дуб. Но монах не поддался, своей молитвой он обездвижил черта в самом дубе. Рос тот дуб, рос, да и раздавил черта. Вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос тютюн (табак).

На Западной Украине бытует легенда о происхождении тысячелетнего Дед - дуба. В одном королевстве жил князь Пантелей со своим сыном Дубином. После смерти отца стал править его сын. Был он очень жадный и злой. Ежедневно Дубин приказывал казнить невинных людей, это ему доставляло удовольствие. Жители этого края не могли противостоять самому князю, и пошли просить помощи у колдуна, который жил на большой горе. Маг решил поддержать людей. Он пошел к князю и всех его подчиненных превратил в желудей, а самого князя - в дерево дуб. Вот и стоит этот великан Дед-Дуб на Закарпатье и доныне.

tagPlaceholder Tags: деревья

Деревья, как и все растения, в мифах Алтая являются существами живыми и величественными.

Легенда о кедре

С давних пор алтайцы считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой…

Однажды в глухой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним раскидистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми ветвями, а на земле под кроной, опавшая за всю его жизнь хвоя лежала толстым слоем.

Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся оттого, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым кедром, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. «Что же ты не падаешь, ведь я слышал об этом ещё вчера?» – удивленно заметил молодой кедр. «Да» – ответил старый кедр – «Я упал бы ещё вчера, но подо мной лёг спать уставший человек». Пожалел охотник старого кедра, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Закачался старый кедр и с вздохом облегчения упал на землю.

Эта легенда говорит о том, что кедр, даже умирая, жалеет человека за то, что человек бережно и с любовью относится к нему.

Легенда о берёзе

Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами и занимались в основном животноводством. Из-за нехватки пастбищ между племенами возникали ссоры, переходящие в войну. У одного из предводителей такого племени была дочь. В отличие от своих соплеменниц, девушек со смуглой кожей, она была светлокожей. «Бледнолицая» - так ее называли вокруг. Девушка со своими подругами жила недалеко от стойбища. По обычаю юноши должны себе выкрасть невесту из такого девичьего «поселения». И только после этого девушка уже женой возвращается жить в свое стойбище. Но однажды неизвестно откуда напали враги на жилище девушек. Они знали, что все мужчины стойбища ушли в очередной поход защищать родные земли. Девушки решили сами защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались с врагами девушки, много врагов сложили головы. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую.

Наконец, все ее подруги погибли. И только она продолжала истреблять нежданных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала. В том месте, где упала девушка, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины. Каянча – так звали девушку, что в переводе с алтайского – «береза».

В Алтайском районе есть село с названием Каянча, красивые склоны гор в его окрестностях покрыты светлым, прекрасным березняком, они хранят память о юной, отважной красавице.

История Черной березы

Разные места есть в Горном Алтае: и незабываемо красивые, и очень жуткие. Хотя, казалось бы, ничего и нет особенного, местность как местность, а взглянешь - дрожь берет. Вот в одном из таких мест и произошла эта история. Суть этой истории такова…

Два парня крепко дружили, и угораздило их влюбиться в одну и ту же девушку. Когда ей предложили выбрать одного, она только плечами пожала и сказала, что недостаточно их знает. Чтобы проверить ее чувства, ребята предложили участвовать ей в походе, и она согласилась. В горах же случилось несчастье - обвалились камни, и девушка застряла в расщелине. Сама она вылезти никак не могла, способна была только звать на помощь. А парни, чтобы не портить своей дружбы, решили оставить ее на смерть и ушли, сказав всем, что она погибла под обвалом. Обвал был большой и все им поверили. Девушка каким-то образом все же выбралась, и с того времени все ходит по горам и мстит молодым мужчинам. Бывают случаи, когда в горах кто-то неожиданно выходит из палатки и исчезает. Знайте - это девушка очередную жертву под черную березу спрятала. Растут такие в горах.

На протяжении всей истории мы слагали мифологические рассказы и наделяли магическими способностями практически всё, что находится под Солнцем. Тем не менее, деревья, пожалуй, являются одними из наиболее логичных кандидатов для приписывания подобных качеств. Ведь деревья наполнены жизненной силой, живут гораздо дольше, чем люди, и возвышаются почти над всем живым на Земле.

10. Калпаврикша (Kalpa Tree)

«Калпаврикша», также известное как «калпатару», является деревом желаний, однако его мифология гораздо более сложная. Калпаврикша это не просто одно конкретное дерево в индийской мифологии - это целое духовное понятие. Однако исполнение желаний может быть не самым прямым переводом, так как смысл дерева заключается не в том, чтобы быть джинном, который может исполнить любое ваше желание. Калпаврикшам поклоняются, потому что люди считают, что они связаны с божественным.

Даже Александр Македонский отправлялся на поиски этих деревьев в надежде на то, что его желания исполнятся. Как и многих людей, его манила идея получить без каких-либо усилий все земные блага, которые он мог только пожелать. В Индии есть много деревьев, которые считаются более или менее священными, в зависимости от заявлений, которые были сделаны людьми, рассказывающими о том, были ли исполнены их желания. Многие из этих деревьев по-прежнему часто посещаются людьми, и у этих деревьев люди оставляют дары в надежде снискать благосклонность богов. Одно дерево в Индии, как полагают, обладает силой помогать людям в суде, и те, кто идут в соседний суд часто перед этим молятся дереву.

9. Вечный баньян (Eternal Banyan Tree)


Баньян этот тот вид дерева, под которым восседал Будда, в соответствии с некоторыми легендами, однако его мифологическое значение намного глубже. В то время как баньяны являются реальными деревьями, существуют много верований относительно их магической природы, которые сохраняются и по сей день. В одной истории рассказывается об отце, который послал своего сына сорвать плод с дерева и посмотреть на семена внутри. Затем он сказал мальчику открыть одно из семян и сказать ему, что он увидел внутри. Мальчик сказал, что он ничего не увидел, и его отец объяснил, что из этого ничего возник баньян.

В этой истории он использует это как урок, чтобы объяснить, насколько много жизни и величия может исходить из такой малости. Тем не менее, дерево обладает поистине мифическими силами, помимо своего потрясающего размера. Многие люди до сих пор убеждены, что корни баньяна никогда не перестают расти, они растут вниз вглубь Земли и ведут к настоящему вечному дереву. Так же, как феникс восстаёт из пепла, в соответствии с легендой, срубленный баньян воспользуется своими мощными корнями, находящимися глубоко под землю, чтобы вернуться к своей былой славе.

8. Нарифон (Nariphon)


Одна из самых странных когда-либо рассказанных народных сказок, происходит из Таиланда и рассказывает о том, что называется Нарифоном. Легенда гласит, что жена принца была сослана в лес Химванти (Himvanti), где она наткнулась на деревья, на которых росли очень странные фрукты - миниатюрные женщины. В соответствии с легендами, эти деревья должны были защищать нашу героиню во время её путешествий по лесам, потому что женщины были невосприимчивы к их магии. Тем не менее, в соответствии с легендой эти деревья были очень опасными для мужчин.

Если мужчина срубал Нарифон, или срывал с его ветвей фруктовую женщину, а затем занимался с ней сексом, он становился стерильным. Если он обладал какими-то магическими способностями, то он также терял их. Самая странная часть легенды заключается в том, что эти фруктовые девушки описываются во многих историях, и длина их тела составляет порядка 20 сантиметров, поэтому даже если вы напряжёте свою фантазию, довольно сложно представить, как бы у мужчины это получилось.

7. Иггдрасиль (Yggdrasil)


Иггдрасиль является древним скандинавским древом жизни, и очень важной частью рассказов о боге Одине (Odin). Согласно мифам, Один надеялся получить больше мудрости, поэтому он отправился в путешествие на своём коне, Слейпнире (Sleipnir). В ходе действия, в котором прослеживается несколько параллелей с историей Христа, Один повесился на мировом дереве, и провисел на нём в общей сложности девять дней и девять ночей. Один также был пронзён копьём, хотя в этом мифе он наносит травму самому себе. В мифах также говорится, что после долгих испытаний Один всё же смог получить мудрость, которую он искал, из магических рун.

В некоторых рассказах дерево жизни является чем-то большим, чем просто символическим деревом, на котором повесился Один. Скорее всего, оно также является интерпретацией самих небес. Оно иногда описывается с орлом на вершине, который ассоциировался с Одином, и змеёй внизу, которая представляла собой подземный мир.

6. Дзиммэндзю (Jinmenju)


В то время как фруктовые девушки из тайского фольклора немного странные, у них всё равно есть определенная невинность. Однако с их японским двоюродным братом, Дзиммэндзю, гораздо сложнее справиться. В мифах эти деревья растут в горных районах, как правило, очень редко и далеко от места, где кто-либо мог бы подтвердить их существование. Уникальными эти деревья делает то, что их плоды на самом деле являются человеческими лицами. Эти лица смеются, когда рядом проходят люди, и, вероятно, могли бы заставить обычного человека бежать без оглядки в противоположном направлении.

К счастью, Дзиммэндзю на самом деле не нападают на людей, и если вы посмеётесь над деревом, то плод затрясётся и упадёт на землю. Если у вас есть страстное желание попробовать на вкус человеческое лицо, и вы сможете найти одно из этих мифологических деревьев, вам повезло, потому что согласно легендам, вкус голов напоминает вкус цитрусовых плодов.

5. Заккум (Tree Of Zaqqum)


Заккум упоминается в Коране несколько раз и по легенде, существует только в аду. Он содержит очень горькие плоды, которыми кормят людей, находящихся в аду, которые просят чего-нибудь поесть. Считается, что это демоническое дерево получает питание непосредственно от пламени адского огня. Отрывки из Корана объясняют, что когда обитатели ада начинают сходить с ума от голода, у них нет выбора, кроме как съесть отвратительно пахнущий плод с Заккума.

Но и это ещё не всё: после того, как проклятые жители ада съедают плод, от которого отпадают их лица, им дают ужасное варево из кипящей жидкости для питья. Это заставляет их тела разваливаться в расплавленную кучу плоти и костей. Затем они отправляются обратно в адский огонь и повторяют процесс. На самом деле не имеет значения, религия какой мифологии рассказывает историю: Ад звучит довольно страшно в любой из них.

4. Шепчущий дуб Додоны (Whispering Oak Of Dodona)


Фотография: Fingalo

Этот мифический дуб происходит из греческой мифологии и являлся одним из первых оракулов Зевса в древние времена. Само дерево не могло говорить на человеческом языке, но, как и у любого дерева, его листья шелестели на ветру, и издавали шум. В то время как довольно трудно сказать наверняка, кто первым придумал эту идею, в соответствии с некоторыми источниками, первым оракулом Додоны, скорее всего, была египетская жрица, которую похитили и привезли в эту область.

В то время как у дерева действительно была реальная история, оно также появилось в мифологии. В истории Аргонавтов боги сказали Ясону использовать ветку дерева в строительстве его корабля, чтобы обезопасить его путешествие. В Илиаде Ахиллес также отправился в Додону, чтобы получить наставление. К сожалению, реальное дерево было срублено после того, как христианство стало господствующей религией в этой области.

3. Поднебесное дерево (Sky-High Tree)


Эта народная сказка из Венгрии начинается с того, что пастушок пробрался в царский сад. Он увидел великолепное дерево и решил, что ему непременно нужно забраться на него. По мере того, как он забирался всё выше и выше, ему повстречались одни из самых фантастических вещей, которые он когда-либо видел. Высоко в небе, в верхней части дерева, он обнаружил целые храмы, замки и красивые пейзажи. Однако, венгры, не являются единственными, у которых есть поднебесное дерево в мифологии.

В Сибирской мифологии легенды о дереве, которое достигает небес, являются довольно популярными. В этих легендах у дерева есть более важная задача, нежели просто быть местом чудес, оно в буквальном смысле удерживает небо наверху. Согласно древним мифам, небо нуждается в чем-то для опоры. Однако, между легендами есть некоторые различия. Некоторые считают, что дерево не обязательно удерживает небо, что оно на самом деле проходит через него, а согласно другим легендам дерево сгибается, когда достигает вершины неба. Тем не менее, в обоих случаях дерево является своего рода порталом в другие миры. Если вам удастся добраться до самого верха Поднебесного Дерева, вы найдёте вход в какую-либо версию рая.

2. Дерево Лотоса (Lotus Tree)


В то время как цветок лотоса, безусловно, является реальной вещью, дерево лотоса присутствовало в различных мифологиях в течение длительного времени. И учитывая, что оно прошло через несколько культур, рассказы об этом дереве сильно отличаются друг от друга. У греков, возможно, была одна из самых странных версий. Согласно греческому мифу, существовала молодая богиня по имени Лотос, и она, в конце концов, превратилась в дерево, чтобы защититься от нежелательных сексуальных домогательств другого бога по имени Приап (Priapus).

Плоды из дерева лотоса также фигурируют в гомеровских легендах, когда Одиссей и его люди высаживаются на земле Лотофагов (Lotus Eaters). Когда эти люди ели плоды с дерева, они были настолько вкусными, что заставляли их забыть обо всём, что было для них важным в жизни. Этот миф привёл к появлению термина Лотофаг для описания людей, которые ведут декадентский образ жизни, но, по сути, проживают скучные и бессмысленные жизни.

Само название лотоса обладает большим значением во многих религиозных убеждениях, и также упоминалось в связи с Богом. В некоторых мифах говориться о том, что в раю, по правую руку от Бога произрастает дерево Лотоса. Кроме того, некоторые мифы наделяют символическим значением идею дерева и присутствия божественности. По сути, символ Бога над лотосом показывает то, как божественное может превзойти материальный мир.

1. Дзюбокко (Jubokko)


Согласно фольклору, если вы когда-либо отправитесь в Японию, вам стоит хорошо оглядеться, прежде чем подходить к какому-либо дереву, потому что оно может оказаться Дзюбокко. Это дерево чрезвычайно обманчиво, и с расстояния выглядит абсолютно безобидным деревом. Однако если вы пристально всмотритесь, вы заметите, что его ветви выглядят странно способными хватать вещи, и если вы обратите внимание на основание дерева, то вы увидите человеческие останки, которые скопились грудой. Если вы столкнётесь с чем-либо подобным, бегите со всех ног, пока вы не стали следующей жертвой дерева-вампира.

Деревья Дзюбокко когда-то были обычными деревьями, существующими согласно законам обычных деревьев, до тех пор, пока земля, на которой они росли, не была обагрена кровью. Когда корни деревьев были залиты кровью, они превратились в потусторонних, злых духов деревьев, которые питаются исключительно кровью. Если вы подойдёте слишком близко к одному из этих деревьев, оно схватит вас своими длинными руками, и с силой вопьётся своими отростками в вас, а затем высосет всю прекрасную красную жидкость из вашего тела. Затем ваше тело будет оставлено в виде раздутого трупа для хищных птиц, и нет, Дзюбокко не позвонит вам на следующий день.



Поделиться: