Наши рекомендации:
Все статьи   Наука   История   Архитектура   Художники   Фото   Животные   Природа   Техника   Экспедиции   Это интересно   События   Еще Регистрация Вход

Главная » Статьи » Космос » Ракетоноситель «Энергия-М»

Ракетоноситель «Энергия-М»

В 1970-1980 годах, после свертывания советской лунной программы и закрытия проекта по сверхтяжелой ракете Н1, в СССР взялись за разработку новой сверхтяжелой ракеты «Энергия». Первый старт состоялся в 1987 году, а уже в 1988 году она вывела на орбиту Земли космический многоразовый корабль «Буран». «Энергия» использовала четыре боковых блока ускорения и могла вывести на орбиту 100 тонн груза.

На ее основе в конце 80-х годов было спроектировано целое семейство новых ракетоносителей различной мощности: «Вулкан», «Энергия-2» и «Энергия-М». Однако только «Энергия-М» вышла за рамки готовых чертежей.


Для «Энергия-М» в качестве пускового комплекса был использован имеющийся готовый комплекс УКСС, который обеспечивал запуск ракетоносителя «Энергия». Для проверки совместимости в специально построенное здание (Стенд Динамических Испытаний) был установлен габаритно-технологичекий макет ракеты в натуральную величину, с двигателем центрального блока. С тех пор прошло почти четверть века, однако макет по-прежнему находится внутри.


Стенд Динамических Испытаний (СДИ) и сегодня является самым высоким сооружением на Байконуре, его высота 170 метров. Возвышаясь над пустыней, он и сейчас производит неизгладимое впечатление.


Для СДИ время остановилось, запустение, стекла разбиты, внутри царит полный разгром. Однако габаритно-технологичекий макет совсем не изменился за прошедшие годы.


Ракетоноситель «Энергия-М» создавался на замену испытанного, но очень «грязного» по топливу «Протона». Кроме того «Энергия-М» превосходила в полтора раза «Протон» по выводимому на орбиту полезному грузу.


Центральный блок ракеты «Энергия-М» весь состоит из топливных баков: двигательный, хвостовой, межбаковый и переходный. К последнему (самый верхний из них) крепится головной обтекатель.


Высота центрального блока составляет 50,5 метров (вместе с обтекателем), при диаметре 7,7 метра. В межбаковом отсеке размещалась аппаратура управления и телеметрии.


В качестве двигателя на «Энергия-М» использовался один РД-0120, который работал на жидком кислороде и водороде с тягой до 147,6 тс в атмосфере и 190 тс в вакууме. На макете установлен двигатель с номером N5251231155.


Ракета-носитель установлен на стартово-стыковочный блок под названием «Я». Этот блок является нижней силовой опорной плитой, куда крепятся блоки первой ступени. Опорная плита обеспечивает транспортировку ракеты на транспортно-установочном агрегате и подзем ее в вертикальное положение при старте.


Также блок «Я» выполняет функцию защитного устройства, предохраняя ракету-носитель от возвратных потоков работающих маршевых двигателей при старте. Кроме того, через стартово-стыковочный блок подводится кислород, водород, гелий, керосин, фреон, азот газообразный, сжатый воздух и масло для рулевых приводов.


С крыши "Стенда Динамических Испытаний" открывается прекрасный вид на пустыню и рядом стоящие стартовые комплексы. Самый ближний из них использовался в лунной программе, а позже с него взлетал «Буран». Позади него видны мачты УКСС, с которого и должна была взлетать «Энергия-М». (Универсальный Космический Стенд Старт или УКСС).


С другой стороны находится здание монтажно-испытательного комплекса. Хорошо видно как перед входом застыли транспортно-установочные агрегаты (специальные железнодорожные платформы для транспортировки «Энергия-М» и связки «Энергия-Буран»).

Панорамный вид на МЗК где внутри хранятся многоразовые орбитальные корабли.

РКК «Энергия» (разработчик «Энергии-М») в середине 90-х не смогла одолеть государственный конкурс на постройку нового тяжёлого ракетоносителя, проиграв ГКНПЦ им. М.В.Хруничева с их ракетоносителем «Ангара». Впрочем, это уже другая история.

Фото: Ralph Mirebs



Оцените статью  
Дата: 04.07.2015 | Просмотров: 1586 | Всего комментариев: 0 | Рейтинг: 2.7/9



 
Имя : *
Код : *                  





Яндекс.Метрика