Сообщение об усадьбе тютчева федора ивановича овстуг. Интерьеры усадьбы Тютчевых в Овстуге

Усадьба Тютчева Овстуг — достопримечательность села Овстуг Жуковского района Брянской области.

Родовое имение, где в 1803 году родился писатель Федор Иванович Тютчев, находится возле берега реки Овстуженки, включает не только главный дом, где сейчас располагается музей, но и прилегающую к нему ухоженную парковую территорию с постройками: липовые аллеи, сельскую школу М. Ф. Тютчевой, церковь, две мельницы, беседку на острове, памятники и другие объекты.

В музее насчитывается несколько тысяч уникальных экспонатов.

Землю в Овстуге Николай Андреевич Тютчев получил в 1770-е годы после женитьбы — в качестве приданого. А новый, просторный господский дом в стиле позднего классицизма распорядился построить в этих местах уже его сын (и отец Федора Ивановича) — Иван Николаевич Тютчев. Строительные работы в усадьбе завершились в 1846 году.

В начале XX века сельская родовая усадьба быстро пришла в упадок, а почти все постройки практически полностью были разобраны на стройматериалы или разрушены.

Что касается Музея Тютчевых в Овстуге, то он был открыт для посетителей еще в 1957 году, правда изначально он занимал только здание сельской школы. Кстати, традиция проводить праздники поэзии в селе зародилась в 1961 году. Чуть позднее на территории установили бюст и памятник поэту.

Восстановление усадебного дома завершилось в 1985 году, через год официально открылся музей Тютчева в Овстуге, каким мы знаем его сегодня. В честь писателя также была названа одна из улиц в селе.

Следующий этап реставрационных работ прошел в 2000 — 2003 годах: воссозданы гостевой флигель и церковь Успения Пресвятой Богородицы. Что любопытно, финансировала восстановительные работы немецкая компания «Кнауф».

Музей усадьбы Овстуг: режим работы и цены

Стоимость билета для входа на территорию парка для взрослых составляет 100 рублей. Если вы хотите также посетить и дом-музей, то заплатить придется уже 150 рублей. Предусмотрены скидки для студентов. При предъявление студенческого билета цена составит всего 70 рублей (комплексный билет, позволяющий войти на территорию парка и в дом-музей).

Экскурсионное обслуживание осуществляется за дополнительную плату. Взрослые платят 100 рублей, школьники и студенты — 100 рублей. Стоимость экскурсионного обслуживания в краеведческом музее Овстуга фиксирована для всех — 70 рублей. Такая же стоимость экскурсионного сопровождения и в парке музея-заповедника.

Существуют льготные категории. Бесплатно в парк могут пройти дети дошкольного возраста, дети-сироты, сотрудники музеев Российской Федерации, инвалиды I группы, военнослужащие срочной службы ВС РФ и участники и инвалиды ВОВ, Афганской и Чеченской войн. По вторникам бесплатно в парк могут попасть инвалиды всех групп, дети из многодетных семей с родителями, пенсионеры, дети до 18 лет, беременные женщины и родители, имеющие детей до 3 лет.

В музее также можно заказать занятие с преподавателем для школьников и студентов. Стоит такая услуга 50 рублей.

Зрелищно-развлекательные мероприятия на территории усадьбы также оплачиваются отдельно. Все зависит от представления. Стоимость варьируется от 70 до 300 рублей. Культурно-просветительные мероприятия (например, специальные уроки, квесты, праздники) дороже — 2000 рублей. Также в усадьбе проводятся театральные постановки и масштабные праздники. Стоимость такого удовольствия составляет 4000 рублей.

В парке можно провести видеосъемку за 700 рублей и фотосъемку за 500 рублей. Кстати, услуга эта пользуется достаточно высокой популярностью у новобрачных. Территория парка ухоженная и красивая.

Музей в Овстуге открыт для посещения с понедельника по субботу, работает круглый год. Цены на входные билеты и дополнительные услуги, режим работы рекомендуется уточнять на официальном сайте Овстуга , так как цена билета может меняться от года к году.

Как добраться до усадьбы Овстуг

Доехать до Овстуга можно на автобусе Брянск — Новоселки: посадка от автовокзала Брянска, выходить нужно на остановке Овстуг. Из крупных городов до Брянска по регулярному расписанию курсируют поезда. Также попасть сюда можно в составе организованной экскурсии.

Кроме того, всегда можно воспользоваться услугами такси. Автомобиль можно вызвать по телефону у одной из местных фирм такси (например, у фирмы Maxim или «Сатурн»). Или же воспользоваться одним из популярных приложений на вашем смартфоне: Uber или Яндекс.Такси.

Вы также можете доехать на своем личном автомобиле (это наиболее быстрый и самый удобный способ). Расстояние составляет около 45 км, ехать примерно 50 минут без учета заторов. Дорога пролегает по трассе P-190.

Автомобильный маршрут в усадьбу Овстуг из Брянска на картах Google :

Видео :

Мир русской усадьбы удивительно притягателен и загадочен для современного человека. Стоит вступить за ворота старинного запущенного парка, углубиться в аллеи, вглядеться в силуэт дворца, отраженный в зеркале пруда, и душу охватывает грустное томление. Перед нами лишь след минувшей жизни, два столетия назад полнокровной и бившей ключом. В своём репортаже о Празднике поэзии в Овстуге. 2017 г. я собирался познакомить вас с интерьерами родовой усадьбы Тютчевых. Итак, интерьеры первого этажа.

1.Вначале немного исторических данных. Отец Ф.И. Тютчева, Иван Николаевич на рубеже 1830-1840-х гг. заказал проект нового каменного дома архитектору Г.Ф. Герасимову. Проект был выполнен в новом стиле классицизма. Особое очарование придают ему мезонин, портики, пандус и балконы.

2. Обстановку залов составляли многочисленные предметы художественной мебели, осветительные приборы, произведения декоративно-прикладного искусства, картины, скульптуры, гравюры. Значительная часть предметов убранства интерьеров (мебель, ковры, часы и т.д.) были привезены из столицы, а часть предметов изготовлена крепостными мастерами.

Фёдор Иванович хоть и любил свой дом-усадьбу, но бывал в ней лишь наездами - служба. Поэтому настоящей хозяйкой здесь была вторая жена поэта - Эрнестина, которая прожила в имении почти 30 лет. Но тютчевскую усадьбу в Овстуге постигла участь, общая для всех дворянских гнёзд. После смерти Фёдора Ивановича никто из его родственников здесь не жил, Эрнестина Фёдоровна переехала к сыну Ивану в Мураново, туда же мбыл вывезен интерьер и даже паркет, поэтому усадьба была обречена на разрушение и разорение. В 1912 году художник О. Клевер запечатлел такую картину - обвалившийся балкон, осыпавшаяся штукатурка, забитые окна, а перед домом пасут свиней. Через два года не осталось и этого, местным жителям понадобились кирпичи на строительство волостной управы, после обращения к внуку поэта Николаю Ивановичу и получения разрешения - дом был разобран на кирпичи. В 1941 году, немцы взорвали дедовская церковь и вырубили вековые аллеи в парке. На месте усадебного дома в начале 50-х была скотоводческая ферма.
Но не перевелись ещё в России настоящие энтузиасты и патриоты - молодой учитель местной школы родом из Овстуга Владимир Данилович Гамолин решил восстановить усадьбу с нуля и сделал это. Им проводилась собирательская, исследовательская работа, осуществлялось взаимодействие с наследниками поэта. В оформлении экспозиции оказали помощь художники подмосковного музея им. Ф. И. Тютчева «Мураново» — Е. Перцева и А.Антонов. Потомки поэта участвовали в формировании фондов музея — передали музею альбом с семейными фотографиями, книги из библиотеки Ф. И. Тютчева, портреты родителей поэта, гравюры, литографии, дорожный пюпитр для письменных принадлежностей М. Ф. Тютчевой -дочери поэта, столик для рукоделия, скатерть с вышивкой. Музей Ф. И. Тютчева в селе Овстуг (поначалу — комната-музей) открыт в январе 1957 г., первая экспозиция которого разместилась в мемориальном здании школы для крестьянских детей, созданной М. Ф. Тютчевой.
В июне 1986 г. возрождённый дом поэта принял первых посетителей. Восстановлению внутренних интерьеров дома помог документ 1874 года — «Охранительная опись движимому имуществу...» тайного советника Ф.И. Тютчева. В документе зафиксировано убранство каждой комнаты.
В музей Овстуга, дабы создать в доме антураж 19 века, пришлось закупать в антикварных магазинах старинную мебель и множество картин, но, самое главное, работникам музея это удалось. Личных предметов Тютчева здесь немного, найти их было тяжело
И всё же…..
В 1984 г. в Астрахани были приобретены семейные реликвии, принадлежавшие внучке поэта Ольге Дмитриевне: прижизненная копия послужного списка Ф.И.Тютчева, томик его стихов, первое его издание с автографом автора И.С.Аксакова. Ряд фотографий и диван Эрнестины Фёдоровны передал музею правнук поэта К.В.Пигарев. Одна из внучек, проживавшая в Воронеже, передала рояль, который некогда стоял в доме Тютчевых.

3. Знакомство с внутренним убранством начнём с Алой гостиной — большим залом для проведения раутов, приемов и музыкальных вечеров. Комната оформлена в том неповторимом оттенке, который нравился хозяйке дома — Эрнестине Тютчевой. Это позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую ее характеру. Экспозиция в Алой гостиной посвящена петербургскому периоду жизни Ф.И. Тютчева (50-70 гг.). Портреты друзей и современников, виды Петербурга и Москвы. На стене, между двух светильников, висит и портрет Елены Александровны Денисьевой - последней любви Фёдора Ивановича. Он несколько отдалён от других портретов, чтобы подчеркнуть значительность этой женщины для поэта.

4. Вокруг редкой иконы Спасителя расположены бело-голубые плакетки фирмы Д. Веджвуда - классические декоративные изделия с типичным художественным оформлением в виде барельефа, которые являлись непременным, модным элементом интерьера того времени. Далее литографии с видами Москвы и Петербурга.

5. В углу стоит книжный шкаф-секретер в окруженни двух кресел красного дерева, украшенных резьбой на спинках и подлокотниках. На стене висят литографии и картины, изображающие батальные сцены, профильный портрет императора Николая I, под стеклом стихи из первого сборника стихов, вышедшего в 1854 г. в приложении к литературному журналу "Современник".
На полу настелен паркет с рисунком "звезда", заключённая в квадрат. Модный в XIX веке во дворцах паркет, непременная часть интерьера, был очень дорогим из-за сложности изготовления. Паркет щитовой на шпонках состоит из щитов размером 71x71см, щиты состоят из отдельных брусков, сплоченных на шпонках. Фундамент каждого щита наборного паркета оклеивали с лицевой стороны клепкой, составляя определенный рисунок. Рисунок могли составлять из одного или нескольких типов клепки.

6. В голубой гостинной нас всречает портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой, урождённой Пфепфель, второй жены поэта, "женщины замечательной красоты и ума", по словам И.С. Аксакова. Он исполнен баварским художником Ф. Дюрком в 1840 г. . Слева от её портрета -портрет юной дочери Марии. Под ними диван красного дерева, модный в 1800-1830 гг. с двояко-выгнутой жёсткой спинкой. Верх спинки и волюты локотников резные. На спинке текстура фанеровки - «пламя». Круглый стол красного дерева с вырезанными лебедями у основания стола. Распростёртые лебединые крылья запечатлены на дворянском гербе Тютчевых. На столе светильник в классическом стиле из свинцового хрусталя с алмазной гранью. Петербургский стекольный завод выпускал в первой трети XIX века в большом количестве и очень высокого качества граненую хрустальную посуду, вазы, торшеры, люстры, канделябры и т.д. Эти изделия нередко оправлялись в золоченую бронзу и отличались, как правило, высокими художественными достоинствами. Ковры — самый распространенный драпировочный материал. Большей частью в период позднего классицизма коврами устланы фрагменты полов. Выбор места для ковра не случаен — он определяет и ограничивает главную функциональную зону в комнате. В гостиной и диванной — это место перед диваном, где стоят стол, стулья или кресла. Немного выбивается из общего стиля небольшой столик в стиле барокко с ножками в виде крылатых грифонов.

7. Справа от портрета Эрнестины расположен портрет её сыновей Дмитрия и Ивана, написанный с фотографии 1850 г. . Над немецким фортепиано красного дерева висит портрет Евдокии Мещерской, тёти поэта, с дочерью Анастасией Мещерской (в замужестве Озеровой) и подругой Елчаниновой, написан художником Ефимом Спажинским в 1807 году в Полоцке, предположительно во время паломнической поездки Мещерских и Елчаниновой к местам, связанным с Ефросинией Полоцкой. Из гостиной можно выйти на террасу, спуститься в парк, пройти к беседке на островке пруда.

8. В кабинете хранится письменный стол-бюро, подаренный Ф.Тютчеву старшим братом. На столе, гусиное перо, а над столом барометр немецкой работы, изготовленный в 1843 году. Он показывает изменение атмосферного давления и сегодня. Над рабочим столом висит портрет Д.И.Сушковой - сестры поэта, выполненный Иваном Макаровым в1850-е годы.

9. У противоположной стены стоит книжный шкаф красного дерева с собранием книг XIX века. Над ним портреты дедушки и бабушки Ф.И. Тютчева - Николая Андреевича Тютчева - секунд-майора и ярославского помещика; и Пелагеи Денисовны, урождённой Панютиной. Именно в приданное за ней получил Николай Андреевич овстужские земли. В 1778 г. он заложил в Овстуге усадебный дом и Успенскую церковь. В этом доме 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев.

10. У другой стены кабинета стоит мебельный гарнитур в стиле бидермейер: софа и два кресла. Здесь мы не найдём каких-либо архитектурных излишеств. Зато ограниченность форм полностью компенсируется яркой обивкой мебели. На стене над ними портреты родителей Тютчева: Ивана Николаевича и Екатерины Львовны.

11. В голубой гостиной отображён мюнхенский период жизни Тютчева, когда 11 июня 1822 г. он уехал в Мюнхен чиновником при дипломатической миссии и прожил за границей 22 года. В 1826 г. поэт женился. На стене - портрет первой жены Элеоноры Петерсон, урождённой графини Ботмер, в лице которой он обрёл любящую жену и преданного друга. Мебель представлена неоклассическим гарнитуром мебельных мастерских Генриха Гамбса, изделия которых были широко распространены в интерьере дворянских усадеб. Идею этого гарнитура он перенял у французских мебельщиков эпохи Людовика XVI : де Мену, Н-К Фолио, Ж. Жакоба. Обивка гарнитура выполнена популярным гобеленом Бовэ.

12. В зелёной столовой накрыт стол на 8 персон сервизом изготовленным на фарфоровом заводе товарищества М.С. Кузнецова. Скоро обед и вся семья соберётся за столом. Обстановка создаёт ощущение жилого дома.

13. У стены находится интересный экземпляр комбинированной мебели XIX века - комод-горка. Мастера-краснодеревщики находились в поиске новых форм и воплощали свои идеи в виде шкафов-секретеров, комодов-этажерок и других подобных комбинаций. По всем комнатам усадьбы расставлены горшки с большими цветами, что так же создаёт ощущение обжитого уютного дома.

14. Эта комната рассказывает о детских и юношеских годах Тютчева, которые он провёл в Москве в доме, расположенном в Армянском переулке и в подмосковном Троицком. Вид московского дома можно увидеть на литографии, под портретом шестнадцатилетнего Фёдора. А под портретом его старшего брата Николая, офицера Генштаба, висит план первого этажа усадьбы в Овстуге. Особую мемориальную ценность в этом зале имеет рояль фирмы «Велениус», подаренный благодарным учеником Ф.И. Тютчевым в 1821 г. первому учителю и воспитателю Семёну Егорычу Раичу (Амфитеатрову) - педагогу, поэту, знатоку и переводчику античной и итальянской поэзии. Наследники учителя бережно хранили семейную реликвию и передали инструмент в музей в 1990-е годы.

15. В вестибюле усадьбы посетителей встречает большая картина художника С. Литвинова "Тютчев в Петербурге". Где Фёдор Иванович изображён с друзьями-литераторами в Летнем саду Санкт-Петербурга. Справа портрет Александра Сергеевича Пушкина. Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т.» появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника » в 1836 г.. За год до смерти А.С. Пушкин прочёл его стихи, высоко оценив их, и выразив желание познакомиться с Тютчевым. Увы, судьба отвела Пушкину совсем мало времени. Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкиным.

В усадьбе проводятся театрализованные экскурсии, когда каждый период жизни Фёдора Ивановича представляют экскурсоводы от имени няни, воспитателя, Элеоноры, Эрнестины. Создаётся полное погружение в атмосферу жизни Тютчева и жизни усадьбы.

Очень понравилась книга «Тютчев: Тайный советник и камергер». Автор Экштут Семен Аркадьевич. Рекомендую, потому что очень легкий слог.

В создании сообщения использовались интернет ресурсы:
Мебель России в первой трети XIX века
Стиль классицизм. Эпоха классицизма
Дворянская усадьба в русской культуре XIX века
Мебель 19 века основных европейских стран
Овстуг, музей-усадьба Тютчева

Еще один фоторепортаж для моих молчаливых, но, надеюсь, вдумчивых читателей. Побывал сегодня в Брянской области, т.к. временами возникает ощущение, что большую часть увлекательных мест Смоленщины я уже обозрел. Вчера я был в Новодугинском районе в селе Высокое, где находится руинированная усадьба Шереметьевых. Сегодня - очередная усадьба, которая являет собой хозяйский подход к сохранению исторического наследия. Все полтора часа, что мы провели в Овстуге, наблюдали, как подъезжают сюда один за другим автомобили и туристические автобусы. Спрос на посещение подобных объектов, безусловно, есть. Тем обиднее, что в Смоленской области, при том, что у нас около двух десяток усадеб, посещать практически нечего. Если не считать , и . К последним двум объектам нет даже толковых указателей. Не удивительно, что иногородне туристы плутают, прежде чем находят искомую достопримечательность. А вот на Овстуг указатель есть. И на соседний Вщиж тоже. О нем я расскажу в отдельной записи.

В выходные дни сюда наверняка приезжают свадьбы. То тут, то там видны атрибуты подобных вояжей - ленточки и замочки.

Памятник Федору Тютчеву у пруда. В беседке одна группа культурно отдыхающих сменяла другую. Люди тянутся к прекрасному!

На территории усадьбы есть полувысохший пруд и лебеди, которые, похоже, привыкли к вниманию со стороны туристов.

Ну, в общем, я не удержался и запилил селфач))

Несколько картинок из усадебного дома. Дом, как было принято в ту эпоху, был разделен на публичную зону (1 этаж) и жилую (2 этаж). Вещей, принадлежащих Тютчевым - единицы. Например, на фото ниже в правом углу мы видим столик. Так вот, скатерть на столе - из дома Тютчевых. Все остальное - вещи той эпохи. В целом здание повторяет оригинал как снаружи, так и планировкой.

А на улице тем временем совсем распогодилось.

Около усадьбы - здание школы младшей дочери Федора Тютчева - Марии. Некогда самая крупная сельская школа в Брянском уезде.

На этом наш вояж по Брянщине не закончился. Следующий пункт маршрута - Вщиж!

В конце XVIII века в самом центре села Овстуг, на возвышении, Н.А. Тютчев - дед поэта, построил деревянный дом, в котором 5 декабря 1803 года и родился Фёдор Тютчев. А в 1830-1840 годах его отец Иван Николаевич решил возвести на этом месте новый каменный дом.

Над средней частью дома был поставлен мезонин с куполом-фонарем и шпилем для флагштока, на котором поднимался флаг с фамильным гербом. Со стороны парка к балкончику-террасе примыкал пандус. Ф.Тютчев в письме матери от 31 августа 1846 года писал: "…Что до нового дома, то он, право, весьма хорош, и вид со стороны сада очень красив…".

В 1949 году в парижском журнале "Возрождение" (1949-1974) русский писатель и переводчик Борис Константинович Зайцев (1881-1972) - один из последних представителей литературы Серебряного века, опубликовал эссе "Тютчев: жизнь и судьба: (к 75-летию кончины)". Он замечательно и как-то проникновенно написал о судьбе Ф.И Тютчева, в том числе и о его детских годах, проведённых в Овстуге:

«...Как звезды ясные в ночи». Это стихи Тютчева. Да, звезды. «Любуйся ими - и молчи». Но стихи рождены жизнью. Тютчевские стихи и особенно изошли из его жизни и судьбы. Может быть, сама жизнь эта есть некое художественное произведение?
Ее начало озарено почти волшебно; роскошный дом имения Овстуг (Брянского уезда, Орловской губернии). Изящный, ласковый мальчик, очень одаренный, баловень матери. В доме смесь духа православного с французскими влияниями. - Так и всегда было в барстве русском. Говорили в семье по-французски, а у себя в комнате Екатерина Львовна, мать поэта (урожденная графиня Толстая), читала церковно-славянские часословы, молитвенники, псалтыри.
«Юный принц» возрастал привольно. Учился, но нельзя сказать, чтобы умучивался трудом - навсегда осталось широкое, вольготное отношение к работе.
В 1821 году Университет окончен, в феврале 22-го он уже в Петербурге, служит в Коллегии Иностранных Дел, а в июне граф Остерман-Толстой, родственник матери, увозит его в своей карете за границу. Устраивает сверхштатным чиновником нашей миссии в Мюнхене.

Сейчас, так же как и прежде, в барском доме комнаты располагаются вокруг узкого центрального помещения с лестницей, ведущей в мезонин и цокольный полуэтаж. Между собой комнаты связаны анфиладно, в мезонине имеют выходы на балконы. Обстановка мемориальных комнат приобретена у коллекционеров в соответствии с описью имущества. В экспозиции находится ряд подлинных вещей Ф.И. Тютчева и его родственников.
Внутренняя планировка залов первого этажа только частично соответствует той, которая была при жизни поэта. Через центральный вход с южной стороны попадаем в вестибюль дома-музея.

На противоположных стенах этой комнаты висят картины, иллюстрирующие петербургскую и провинциальную жизнь Тютчева. Слева на стене рядом с картиной, на которой Фёдор Иванович в окружении обитателей усадьбы на фоне всех усадебных строений, - портрет первого учителя и воспитателя Ф.И. Тютчева Семёна Егорыча Раича - педагога, поэта, знатока и переводчика античной и итальянской поэзии. Он был и учителем Михаила Лермонтова.

На другой стене - картина художника С. Литвинова "Тютчев в Петербурге".

Следующий зал музея посвящен детским и юношеским годам в жизни Тютчева. В этом зале - портреты родителей, виды Овстуга и Москвы, книги тютчевской библиотеки, старинная мебель.

В центре зала размещен музейный экспонат особой ценности - рояль фирмы "Велениус", подаренный Ф.Тютчевым своему первому учителю С.Е. Раичу.

Отец Фёдора Тютчева, гвардии поручик Иван Николаевич, в 1798 году женился на московской дворянке Екатерине Львовне Толстой. Молодая семья была счастлива в родовом имении, которое славилось своим гостеприимством.
Екатерина Львовна была дочерью Льва Васильевича Толстого и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой. Родная сестра её отца, Анна Васильевна Остерман, и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи.

Панорама Брянска XIX века художника Г. Хлудова.

В кабинете хранится письменный стол-бюро, подаренный Ф.Тютчеву старшим братом. На столе чернильница, гусиное перо, а над столом барометр немецкой работы, изготовленный в 1843 году. Он показывает изменение атмосферного давления и сегодня.

Один из музейных залов посвящен зарубежным годам Тютчева. Более 20 лет Тютчев провёл в Европе. Служба в Государственной Коллегии Иностранных Дел не принесла Тютчеву чинов и наград, но позволила объехать всю Европу, приобщиться к основам германской поэзии, встретить первую любовь и познать первую боль невосполнимых утрат. Портреты, на стенах этого зала, знакомят нас с родными и друзьями Ф.Тютчева.
Баронесса Амалия фон Крюденер - известная красавица высшего света XIX века, первая любовь поэта, адресат его знаменитого стихотворения "Я встретил Вас и все былое..." и других, носящих название "мюнхенского цикла".

Снова обращаемся к тексту Бориса Зайцева:

Роман с Амалией Лерхенфельд, от которого в литературе осталась драгоценность, в жизни Тютчева крупно не отозвался, ни Амалию Максимилиановну (которой было шестнадцать лет), ни его самого не сломил. Все это было очень юно и невинно. Ничего решительного не случилось, все само собою растаяло и испарилось, добрые же отношения остались навсегда. Амалия Максимилиановна вышла замуж, сначала за барона Крюднера, потом за графа Адлерберга. Жила в России, всегда Тютчеву была союзною державой. Это она привезла стихи его в Петербург в 36 году, она же хлопотала за него позже перед правительством - через Бенкендорфа. А совсем поздно, за три года до своей кончины, встретив ее в Карлсбаде уже немолодой женщиной, Тютчев написал ей нежные, не столь прославленные, как ранние, все же хорошие стихи. («...И то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь»).
В 1826 году он женился в Мюнхене на г-же Петерсон, урожденной графине Ботмер, «представительнице старейшей баварской аристократии». Это уже судьба - двенадцать лет жизни вместе, три дочери, радость и горе, драмы и ревность (ревновали всегда Тютчева, его, а не он - участь в этом иная, чем Пушкина). Как и Амалия Максимилиановна, Эмилия Элеонора была красавица, видимо, и вообще очаровательная женщина, пылкого характера и сильных чувств. Его же, кроме нее, привлекали и другие. Он вообще, по природе своей, не мог быть верен - в разных обликах являлось ему «вечно-женственное» и прельщало. Привело же это в мюнхенской жизни к тому, что однажды Эмилия Элеонора пыталась на улице заколоться кинжалом. (Он сам признавался, что любит она его так, как «ни один человек не был любим другим».)

Портреты Элеоноры - первой жены поэта, и трех дочерей от этого брака висят в этом же зале. В лице Элеоноры Тютчев обрел любящую жену, преданного друга и неизменную опору в трудные минуты жизни.

Портрет Екатерины Фёдоровны Тютчевой художника И.К. Макарова - дочери Тютчева от первого брака. Она воспитывалась в Смольном институте, была фрейлиной императрицы Марии Александровны, писательница и переводчица.

Здесь же представлен графический портрет второй жены Тютчева - Эрнестины, женщины замечательной красоты и ума, как писал о ней писатель И.С. Аксаков.

И снова - текст Бориса Зайцева:

Удивительна и в самом Тютчеве сила чувства и переживания, несмотря на рассеянный, как бы веерообразный эрос: когда в 1838 году Эмилия Элеонора умерла, он поседел в одну ночь от потрясения. Но в это же время любил и другую, будущую свою вторую жену, тоже любовью трудной и драматической.
Эта другая была тоже германского происхождения, тоже аристократка, тоже вдова и тоже на четыре года старше его - баронесса Эрнестина Федоровна Дёрнберг-Пфеффель. В 1837 г. Тютчев получил повышение по службе - его назначили в Турин, старшим секретарем посольства нашего при Сардинском дворе. Жена, Эмилия Элеонора, уезжала в Россию, он оставался один. Весной 1838 года она возвращалась из Петербурга на том самом «Николае I», на котором плыл юный Тургенев. Близ Любека на пароходе начался ночью пожар, недалеко от берега он и затонул. Эмилия Тютчева с тремя детьми мужественно вела себя на палубе, успокаивала детей, стоя у трапа, где внизу, сбоку бушевало пламя - они дожидались очереди спуститься в лодку. В этом показала себя много выше Тургенева. Но была уже здоровьем надломлена, возвращалась домой на новые тягости с мужем, потрясение нервное на море все-таки было большое - это ее и скосило. Тою же осенью Жуковский, тогда сопровождавший наследника, встретился в Комо с Тютчевым (позже - и на генуэзской Ривьере, в Киавари). Отозвался о нем так: «необыкновенно гениальный и весьма добродушный человек, мне по сердцу» - их пути всегда сходились, - но был удивлен, что вот так убивается он по умершей, «а говорят, любит другую». Не только «говорят», но на Эрнестине Федоровне Дёрнберг Тютчев довольно скоро и женился. По службе это обошлось ему дорого.
Он тогда жил в Турине. Венчаться приходилось в Швейцарии. Посланник отсутствовал, по летнему времени дел никаких, с браком по определенной причине надо спешить - Тютчев поступил решительно: не дожидаясь отпуска, запер посольство и самовольно уехал в Швейцарию.
Обвенчался благополучно и вовремя. Но службы лишился. Его просто уволили
.

Летом из гостиной можно было выйти на террасу и пандус, спуститься в парк, погулять по аллеям. О былом великолепии этой комнаты напоминает лишь старый рояль в углу да шкаф-секретер у стены. В центре на стене висит ещё один портрет второй жены Тютчева баронессы Эрнестины фон Пфеффель. От первого брака у поэта уже было три дочери, которых Эрнестина фактически удочерила. Она была богатой женщиной, и Тютчев не делал секрета из того, что долгое время жил на её деньги.

Не надо думать, что его мюнхенская жизнь только и заключалась в делах любви. Этот блестящий, высокообразованный молодой человек, по портрету нечто вроде юного Гёте, в тогдашнего покроя сюртуке, высоких воротничках и галстуке, с огромным лбом, прекрасными глазами и правильно вьющимися кудрями много сил отдавал и другому: литературе, философии. Общение его - с людьми высокой марки. Шеллинг считал его «достойным собеседником» («...etn sehr ausgezeichneter Mensch, ein sehr unterrichteter Mensch, mit dem man sich immer gerne unterhalt») - Шеллинг был тогда профессором Мюнхенского Университета и Тютчев, хорошо осведомленный в германской философии, не только с ним беседовал, но и спорил - обладая, очевидно, равносильным вооружением - нападал в особенности по православной линии.
В поэзии Гёте и Шиллер были близки ему, лично сошелся он с Гейне - по сближающей черте романтизма. И не только встречался, но и переводил из него - первые переводы Гейне на русский принадлежат Тютчеву. (Тютчев более зрелый и Гейне поздний мало, конечно, совместимы, но в мюнхенские времена это не удивляет.)
Главное же, начинал писать сам, и как следует.


Загадочна его художественная судьба.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои...

Вот заповедь, от которой не отступил он ни на шаг. Так скрывать, так таить все свое самое драгоценное уж не знаю кто мог бы. Всматриваясь в его жизнь, поражаешься: ко как же сам он относился к своему делу? Да, писал, в великой непосредственности, почти сомнамбулической, всегда в дыхании поэзии, волшебно преображая чувства, мысли... Что тут высокое творчество, сомнений нет. Но почему такая уж предельная от всех замкнутость? Себе и Богу? Художнику это чувство знакомо:
Ты, Всевышний, судья мой. В Твоей вечности слабый мой голос, Твоего создания, войдет, может быть, некоей искрой в нетленный мир и сохранится, хотя я и писал это для себя.
Это понятно. Но не все в этом. Художник ведь человек. Он живет среди братьев, своих, и другой своей стороной, обращенной к людям, стремится внедрить в них создание свое. Кто из писателей не желает распространения своего слова? Сколько драм из-за трудности дойти до читателя! Не одно тут тщеславие: всякий, кто отдал жизнь литературе, считает свое дело важным, а, значит, ждущим ответного восприятия.
Поэт тютчевского размера неужто не сознавал, что его дело, хоть тихо и уединенно, но огромнейшей важности? Следя за днями его, получаешь впечатление: дипломат, философ, даже политик, утонченно трепетный человек, отзывающийся и на мир, на природу, на женское обаяние, блестящий острословный собеседник... - и между прочим пишет стихи... Так, будто бы для забавы, и значения им не придает. Где Пушкин, где профессия, труд невидимый, но упорный?
Вот возвращается он домой, в дождливый вечер, весь промокший. Дочь снимает с него пальто. Он говорит небрежно: «J"ai fait quelques rimes» - и читает их. Она записывает. Это знаменитые «Слезы людские, о слезы людские...» Бог знает, не записала бы Анна Федоровна, может, они бы и не сохранились?
До 1836 года никто почти и понятия не имел, что вот есть такой поэт Тютчев. Мелочи появлялись в малоизвестных альманахах («Урания», «Галатея») и журналах (вроде «Молвы»). Камергер Федор Иванович Тютчев пописывал стишки. Но для службы это не важно, для жизни тоже. Надо было, чтоб сослуживец, князь Иван Гагарин заинтересовался писанием его. Амалия Максимилиановна отвезла стихи его в Петербург - через Жуковского и Вяземского они попали к Пушкину, издававшему тогда «Современник». Он напечатал их в своем журнале. Подпись: Ф. Т. - «Стихотворения, присланные из Германии».
Для чего давать свое полное имя? Пусть будет какой-то Ф. Т. «из Германии». Так продолжалось и дальше. Автор никакого внимания не обращал на свое детище. Оно жило подпольно, само по себе, и до времени мало известно. Кое-кто его ценил. Но за годы - ни одного печатного отзыва.
Дальше идет и совсем странное: с 1840 по 1854 г., за четырнадцать лет ни одного стиха вовсе в печати нет. А писал он теперь как раз больше всего и едва ли не лучше всего.

Музейный зал рассказывает о 50-70-х годах жизни Ф.Тютчева. Первый томик стихов поэта, изданный в 1854 году, масса портретов друзей и современников, виды Петербурга и Москвы наполняют этот зал сегодня. На стене среди множества портретов висит и портрет Елены Александровны Денисьевой.

Но в его собственной судьбе, в начале пятидесятых годов, как и в звуке писаний его, связанных с любовью, не все было закончено. Даже, пожалуй, сильнейшее и наступало. В Смольном Институте учились две дочери Тютчева (от первого брака) Дарья и Екатерина. Тютчев бывал там. У инспектрисы Института, Анны Дмитриевны Денисьевой он познакомился с ее племянницей и воспитанницей Еленой Александровной - девушкой двадцати четырех лет.
До сих пор в списке тютчевских странствий сердечных имена иностранок: Амалия, Эмилия-Элеонора, Эрнестина - теперь появляется русская Елена. С ней входит и иной мир. Раньше были великолепные графини в бриллиантах декольте, с гладкими буклями над ушами. Елена Александровна Денисьева, хоть и дворянка, но из мелких, отец ее служил даже в провинции исправником. Достаточно взглянуть на фотографию Елены Александровны: скромно одетая, в накидочке, причесанная, как причесывались в шестидесятых годах наши матери, интеллигентка с тяжким, нервным взглядом, болезненная, вспыхивающая, очаровательная в своей возбудимости и несущая уже в себе драму.
Тютчев встретился с миром Достоевского. Так могла чувствовать, действовать Настасья Филипповна, или первая жена Достоевского. Ее взгляд соответствовал участи. Горе принесла ей эта любовь, быстро перешедшая в связь. Горе Эрнестине Федоровне, жене законной, с которой продолжал он жить - женщине холодноватой, выдержанной и сильной, крест свой несшей с достоинством. Горе взрослым дочерям его от первого брака, горе девочке Леле, дочери Елены Александровны. Ему самому тоже. Но это рок, ничего нельзя сделать. В его судьбу входило заклание молодой жизни, его грех, породивший высокие звуки поэзии. За поэзию эту заплачено кровью.
Общество не прощало Тютчеву, а особенно Елене Александровне «незаконности» их связи. Да еще у нее появились дети! Многие просто с ней раззнакомились, презрение и отчуждение над ней висели. А по Институту она была знакома с дочерьми Тютчева - вот и пришлось встретиться, например, при раздаче шифров. Как она чувствовала себя при этом!

Стихи его мало она понимала. Больше всего хотелось, чтобы в новом издании все и открыто было посвящено ей. На это он не пошел, вышла ужасная сцена, вполне из Достоевского.
Она была туберкулезная. Бурная жизнь, страдания сердца ускорили все, и в июле 1864 года, после четырнадцати лет связи с ним, она скончалась.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали -
Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала, - увлечена,
Погружена в сознательную думу.
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О как все это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось.
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось.

Если бы из гроба видела она, как принял он смерть ее, может быть, больше поверила бы в его любовь - хотя ей вообще нужна была беспредельность: все или ничего. Вот что говорит об отце и его положении в это время Анна Федоровна Тютчева, его дочь, жившая тогда в Германии. «Я причащалась в Швальбахе. В день причастия я проснулась в шесть часов и встала, чтобы помолиться. Я чувствовала потребность молиться с особенным усердием за моего отца и за Елену Д. Во время обедни также мысль о них с большою живостью снова явилась у меня. Несколько недель спустя я узнала, что как раз в этот день и в этот час Елена Д. умерла. Я виделась снова с отцом в Германии. Он был в состоянии, близком к помешательству...» И дальше: «Он всеми силами души был прикован к той земной страсти, предмета которой не стало».
Сама она дошла до горестной, страшной мысли, что Бог не придет на помощь его душе, «жизнь которой была растрачена в земной и незаконной страсти». А трагедия продолжалась: приносился в жертву еще новый агнец. Леля, дочь Тютчева и Денисьевой, девочка лет пятнадцати, училась в известном петербургском пансионе Труба (она носила фамилию Тютчева, он узаконил ее). Однажды дама, мать сверстницы Лели по пансиону, спросила ее, как поживает ее мама - разумея Эрнестину Федоровну. Леля не поняла и ответила о своей матери. Недоразумение тут же выяснилось. На девочку это произвело такое впечатление, что она убежала из пансиона и сказала Анне Дмитриевне, что никогда больше туда не вернется. Заболела нервным расстройством. А за ним скоротечная чахотка, и она скончалась - в один день с полуторагодовалым братцем своим Колей.
Это прошло мимо литературы. Смерть матери прославлена в стихах. О гибели дочери нет ничего.
Так заканчивал свою жизнь удивительный человек Федор Иванович Тютчев, некогда юный принц Овстуга, баловень матери, мечтатель, не вмещавшийся ни в какие рамки, музыкант стиха, нарушавший современные ему каноны его, предвосхищая будущий, юный дипломат и великий победитель сердец женских. Silentium и кипение страстей, созерцатель величья мира и душа непримиренная, душа Чистилища, человек верующий, но владеемый страстями, великий художник, как бы нехотя разбрасывающий богатства свои.


Но пришла слава - поздняя и посмертная, благородная, настоящая золотая слава. В искусстве, к которому он относился как будто бы так равнодушно-небрежно, он оказался победителем - поздним, но прочным. Жизнь, которая будто волшебно улыбалась ему с раннего детства, несла за успехом успех, за одним женским сердцем другое, и третье... - и еще мы не знаем какое! - вот она-то и поднесла поражение. Кажется, это вроде закона: лирики побеждаются жизнью. Они слишком лунатичны и сомнамбуличны. Слишком стихиям подвержены, являясь верными арфами их. Жизнь Тютчева можно рассматривать как художественное произведение: имя ему драма.
Никитенко записал у себя в дневнике, в июне 1873 года: «Неделя прошла в борьбе со смертью. Тютчев сам вспомнил о священнике, но исповедываться не мог - язык ему не повиновался». Умирал он на руках Эрнестины Федоровны, сознавая всю тягость и трудность прожитого, всю ответственность души своей, «болезненно греховной », и в самые страшные минуты, уже разбитый параличом, видя смерть, держался за давнюю подругу - последнее утешение.

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог


Автограф Ф.И. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Использованная литература: Зайцев Б.К. Тютчев. Жизнь и судьба (К 75-летию кончины) // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: Т. 9 (доп.). - М.: Русская книга, 2000. - С. 256-269.



Поделиться: