Воинский коллектив: Министерство обороны Российской Федерации. Что характерно для любого воинского коллектива? Устав воинского коллектива

В сложной организации воинских соединений и частей важное место занимает их первичное звено – подразделение (расчеты, боевые части, экипажи и др.). Именно они, по мере своего становления, создают особое образование – коллективную психологию, которая регулирует совместную жизнь и профессиональную деятельность военнослужащих. Однако психологические явления являются продуктом коллективного взаимодействия.

Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее "собранность", т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова "кружок". В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражает понятия «товарищество», «воинское братство». Вследствие этого в отечественной военной психологии под воинским коллективом понимается организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника. Следовательно, его отличительными признаками выступает то, что это:

    высокоорганизованная группа идейно убежденных и дисциплинированных военнослужащих, способных самостоятельно (автономно) выполнять служебно-боевые, служебные, учебные, и другие задачи;

    специфическая социальная общность, предназначенная для защиты Отечества, характеризующаяся единством понимания воинского долга, общностью коллективистской психологии.

Анализ группового объединения военнослужащих показывает, что в диалектике формирования коллектива можно выделить несколько этапов, каждый из которых имеет свое содержание и преследует специфические цели.

1-й этап - формирование случайной группы - начального объединения военнослужащих на основе их территориальной близости в данный момент времени (например, на сборном пункте или служебном совещании);

2-й этап - формирование неорганизованной группы (номинальной группы, конгломерата), предусматривающей добровольное объединение людей на основе некоторого совпадения их интересов, проявившихся в ходе непродолжительных межличностных контактов;

3-й этап - формирование организованной группы – объединения военнослужащих, способных к эффективным совместным действиям. Она, в свою очередь, бывает нескольких уровней.

Низкий уровень (ассоциация) представляет собой объединение на основе приказа (призывники) или интереса (любители шахмат). В составе такой группы может быть до 10 человек. Период функционирования - от 3 до 5 дней. По истечении указанного временного периода ассоциация или прекращает свое существование, или переходит на более высокий уровень.

Средний уровень (кооперация) - для нее характерна более осознанная деятельность и дисциплина. Возникает она, как показывают наблюдения войсковой практики, через 10-15 дней после установления межличностного взаимодействия. В подразделении, как правило, насчитывается 2-3 группы по 3-6 военнослужащих, объединенных, например, на основе актуализировавшегося в первое время воинской службы чувства землячества.

Высокий уровень (автономизация) характеризуется четкой организованной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов военно-профессиональной деятельности.

Высший уровень группового объединения людей в отечественной психологии, в отличие от большинства зарубежных школ, принято называть коллективом.

Наблюдения за формированием ряда воинских подразделений позволили военным психологам выделить четыре основных стадии развития коллектива.

1. Стадия социального единства - начальная стадия развития воинского коллектива, которая характеризуется тем, что большинство воинов сознательно относятся к службе и дисциплине, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности, ориентируются на единую систему духовных ценностей, которая не противоречит их личностным ориентациям.

2) На стадии войскового товарищества в основном, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются товарищеские взаимоотношения между военнослужащими. На этой стадии уже можно обнаружить достаточно стабильную структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Руководитель, воздействуя на эти показатели, более эффективно управляет коллективом и каждым подчиненным в отдельности.

3) Стадия социальной зрелости. Коллектив достигает единства воли действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций. Взаимодействие между военнослужащими основывается на взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Военнослужащие предъявляют к себе высокие требования, старательно изучают боевую технику и оружие, совершенствуют коллективное мастерство.

4) На стадии самоуправления коллектив понимает своего руководителя (командира), как говорится, с полуслова и воспринимает его требования как свои собственные. При этом отпадает необходимость контроля действий подчиненных - эту функцию выполняет адаптированное под коллективные устремления личностное сознание военнослужащего и коллективный контроль его сослуживцев.

Рассмотренные стадии развития воинского коллектива являются типичными для коллективов всех видов. Однако темпы развития могут быть различными в зависимости от социально-психологической подготовки руководителя, индивидуальных особенностей военнослужащих, характера решаемых коллективом служебных, вахтенных, боевых и других профессиональных задач. Следовательно, общие закономерности развития воинского коллектива должны учитываться офицером-руководителем подразделения и конкретизироваться в зависимости от сложившихся условий его деятельности.

В зависимости от характера и направленности функционирования (проведение сухопутных, воздушных, морских и т.д. операций) каждый из коллективов наделен соответствующими особенностями. Какова же специфика воинского коллектива подразделений и частей Военно-морского флота?

Находя ответ на этот вопрос, необходимо учитывать, что воинскому коллективу, как и любому коллективу нашего общества, присущи все наиболее общие признаки коллектива. Но в то же время он имеет и свои особенности, характеризующие данный коллектив как воинский.

Во-первых, воинскому коллективу свойственна специфическая главная задача и причина его существования - охрана и защита государственного суверенитета Российской Федерации. К тому же ее решение достигается насильственными средствами с помощью оружия. А это обусловливает своеобразие норм и правил поведения и взаимоотношений между членами коллектива.

Во-вторых, в воинских коллективах предусмотрена строгая централизация управления и разделение людей на служебные категории, что четко регламентирует их обязанности и права.

В-третьих, воинским коллективам характерны относительная однообразность и стабильность деятельности, длительность пребывания членов коллектива в условиях совместной деятельности. К числу прочих особенностей воинских коллективов также можно отнести оторванность значительной части коллектива от семьи, родных, близких, разнородность членов воинского коллектива и некоторые другие.

Вместе с тем нельзя не отметить, что специфика профессиональной деятельности военных моряков, их личностные и образовательные особенности накладывают своеобразный (специфический) отпечаток и на межличностные (внутриколлективные) отношения. Каковы же в этом случае специфические особенности коллективов военно-морских подразделений?

Как показывает анализ, к ним можно отнести:

1. Повышенную ответственность за решение служебных, вахтенных и боевых задач, особенно в ходе боевого похода;

2. Динамичный и постоянный учебно-боевой процесс;

3. Относительную изоляцию в профессиональной деятельности в составе расчетов, боевых частей и экипажей;

4. Экстремальность решаемых вахтенных и боевых задач;

5. Неоднородность коллектива (военнослужащие по контракту из числа офицеров и мичманов и военнослужащие по призыву);

6. Специфику повседневных задач и целей деятельности, а также периодически широкий диапазон общения и относительную стабильность коллективов кораблей.

Стержневой в понятии коллектива воинского подразделения выступает идея межличностных связей военнослужащих, формирующих его социально-психологическую характеристику.

В воинских частях существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В структуре их психологии много общего. В то же время все они отличаются друг от друга. Объясняется это тем, что воинские коллективы решают различные задачи, имеют свои военно-профессиональные особенности (например, в зависимости от структурности подразделения – боевая часть, экипаж, береговая часть и т.д.).

Также различают воинские коллективы по типу внутриколлективного общения: в одних коллективах оно составляет основу коллективной деятельности (там, где имеются коллективная боевая техника и оружие, обслуживаемая группой воинов-специалистов), в других - общение происходит, в основном, на учебных занятиях, совещаниях, во время отдыха, так как члены коллектива заняты, главным образом, индивидуальной военно-профессиональной (специалисты связи, акустики и др.) деятельностью.

Коллективы, созданные в соответствии со штатно-организационной структурой (подразделение) обычно называют основными (формальными) воинскими коллективами. К их числу также относятся спортивные, художественные коллективы, кружки, секции и другие объединения по интересам, регламентированные соответствующими приказами.

Коллектив, обеспечивающий непосредственное взаимодействие военнослужащих друг с другом, называется контактным. Его может составлять группа, башня.

Контактные коллективы организационно включаются в первичные, функционирующие в рамках одного подразделения. Однако бывает, что первичные и контактные коллективы несколько разнятся по своей групповой психологии. В таком случае прочность первичного коллектива (подразделения) снижается.

Каждый военнослужащий, естественно, может быть членом нескольких коллективов: прежде всего, основного (военно-профессионального), а также других. Например, являясь конкретным специалистом в коллективе подразделения, он как участник художественной самодеятельности входит в состав соответствующего кружка, а как спортсмен - является членом коллектива спортивной секции и так далее. Однако разнообразие воинских коллективов не мешает, а, напротив, помогает сплачивать людей вокруг главных целей и задач, превращать их в настоящую военную организацию, устойчивую и надежную при любых самых сложных обстоятельствах.

В то же время для командира (начальника) подразделения весьма важным является учет в своей руководящей деятельности не только уровня социальной общности его подчиненных, но некоторых других особенностей, например, количества подчиненных, структуры подразделения и специфики решаемых ими военно-профессиональных и других задач. Именно их своеобразное сочетание в каждом конкретном случае позволили военным психологам выделить несколько видов коллективов, среди которых, прежде всего, представлены:

Первичные коллективы - коллективы с непосредственным контактом, взаимодействие между собой (боевая часть кораблей 2 и 3 ранга, экипаж корабля 4 ранга и др.);

Вторичные коллективы - коллективы, состоящие из нескольких первичных. Они могут находиться в опосредованном взаимодействии, общении между собой (боевая часть корабля 1 ранга, экипаж корабля 3 ранга и др.).

Применение изложенных психологических признаков для анализа и оценки качественного состояния воинского коллектива выявить в каждом из них своеобразную структуру.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод, что формирование воинских коллективов является следствием действия, как объективных законов, так и субъективной деятельности его членов. Вместе с тем необходимо учитывать, что люди, взаимодействующие в рамках конкретного воинского или другого коллектива, выступают носителями индивидуальной психики и уникальной личностной психологии. В результате осуществляемых контактов на межличностном уровне формируются своеобразные психологические явления, получившие название психологии коллектива.

По своей сущности психология коллектива представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий военнослужащих с другими членами коллектива и закрепившиеся как общепризнанные. Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной жизни, служебной, боевой и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива.

Если же говорить о структуре психологии коллектива, то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами.

1. Группа личностных социально-психологических явлений, возникающих из непосредственного взаимодействия военнослужащих друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.

2. Группа коллективных социально-психологических явлений среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов.

Некоторые результаты совместной умственной деятельности военнослужащих - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам службы, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Иногда в этом случае говорят о коллективной мысли или коллективном разуме. По своей же сути коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение воинского коллектива или его большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации военнослужащих. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава) коллективное мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение коллектива наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности (группе или коллективе).

Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны командира (начальника).

Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают коллективные потребности. По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказываю коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (вахтенной, -боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Считается, что становление и развитие традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами коллективного поведения, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие коллектива, способствуют повышению сознательности и дисциплинированности. Их же утрата же существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.

К сожалению, в воинских подразделениях находят проявление и целый ряд традиций отрицательной направленности (неформальных традиций), противоречащих уставным требованиям и морально-этическим нормам современного цивилизованного общества (прежде всего порожденных так называемым феноменом «дедовщины»). Они негативно влияют на эмоциональное состояние многих военнослужащих, воинскую дисциплину, что, в целом, снижает эффективность функционирования воинского подразделения. К тому же, как подчеркивал А.С.Макаренко, такую традицию невозможно отменить приказом – она «должна быть вытеснена новой традицией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения и глубокой мысли». Вот почему предупреждение складывания неформальных традиций, их разрушение в последние годы представляют серьезную проблему педагогической деятельности командиров и начальников.

Весьма важным социально-психологическим явлением воинского подразделения выступает лидерство.

Считается, что лидерство - это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя их усилие на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменение в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Следовательно, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием "цель". К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер - это элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

Подходит ли офицер для роли лидера, зависит прежде от признания за ним другими подчиненными качеств превосходства, внушающих им веру в него и побуждающих признать его влияние на себя. Естественное лидерство - когда влияние исходит из признания другими членами группы (коллектива) личного превосходства лидера. Причем здесь важно не то, что офицер обладает качествами превосходства, а то, что его подчиненные признают обладание этими качествами.

Очень часто влияние лидера зависит от ситуации. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться лишь частичным основанием для лидерства. Обычно решающее значение имеет склонность к доминированию, а именно - умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения, способность разговаривать на их языке. В этом случае роль лидера воинского коллектива заключается в том, чтобы претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий.

В то же время следует учитывать точку зрения ряда отечественных военных психологов, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов - эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер ("душа группы") - это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером ("руки группы") хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру ("мозг группы") все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например, эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражается обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления. Однако для усиления воспитательной роли коллектива мало определить лишь направленность его деятельности. Здесь важно конкретизировать цели коллектива. Разбить их по рубежам, определить вклад каждого военнослужащего в общее дело, внедрить эти цели в сознание подчиненных, вызвать интерес к их достижению.

Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются следующей характеристикой, которой выступает групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих, в совместной военно-профессиональной деятельности.

Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности.

В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Ее сущность заключается в эффекте сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень максимально возможной успешности совместной деятельности при минимальных затратах на фоне значительной субъективной удовлетворенности совместной деятельностью. Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении вахтенной или боевой службы и др.). Высшая степень коллективной (групповой) согласованности характеризуется ее слаженностью, возникающей в процессе совместной деятельности личного состава из совокупности коллективных усилий и вызывающей у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, проявления товарищества, взаимопомощи, координации усилий, творческого отношения к делу.

Рассмотренные социально-психологические явления воинских коллективов и их обобщенные характеристики представляют собой лишь теоретическое содержание коллективной психологии. Командирам и начальникам же важно не только их знание, но и умение использовать полученные знания в своей военно-профессиональной деятельности. А для этого необходимо знать порядок изучения основных социально-психологических явлений воинского коллектива.


Воинский коллектив представляет собой группу военнослужащих, объединенных совместным воинским трудом и общими интересами в военном деле. Это относительно обособленное, организационно оформленное и руководимое командиром объединение военнослужащих, связанное общностью цели и воинской дисциплиной.

Для любого воинского коллектива характерны:

Автономия, означающая определенную самостоятельность и проявляющаяся в выполнении функций, свойственных только этому коллективу;
способность сохранять структуру и функции;
оптимальные численность и состав, позволяющие полностью выполнять возложенные на коллектив функции с минимальными затратами труда и средств.

Воинские коллективы - постоянно развивающиеся социальные образования. По состоянию внутриколлективных отношений их подразделяют на три типа: с высоким, средним и низким уровнем внутриколлективных отношений. Для высокого уровня отношений характерны тесная сплоченность членов коллектива, постоянная взаимопомощь, устойчивые высокие показатели в боевой подготовке. Для среднего уровня отношений характерны хорошие показатели в боевой подготовке при наличии срывов у отдельных военнослужащих. В коллективах с низким уровнем отношений воинов объединяют только служба и требования командира.

Свои функции воинский коллектив может успешно выполнять только при условии, если в нем создана атмосфера дружбы и войскового товарищества.

Войсковое товарищество - боевая традиция российских воинов. Это морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность. Наиболее распространенные формы ее проявления - взаимная выручка в бою, взаимная помощь в учебе и службе, почитание памяти погибших товарищей.

Примером войскового товарищества и взаимовыручки в бою может служить подвиг гвардейца Леонтия Коренного. В октябре 1813 г. в «битве народов» под г. Лейпцигом остатки третьего батальона Финляндского полка оказались в окружении французов. Позади русских тянулась трехметровая стена. Отступить можно было, лишь перебравшись через нее. В батальоне было много раненых, которые не могли сами перелезть через препятствие. Их поднимал на гребень стены и переправлял в безопасное место рослый гвардеец с Георгиевским крестом. Около него отбивались штыками около двух десятков солдат. Когда за стену был отправлен последний раненый, гвардеец бросился на помощь товарищам. Никто не сдался, все легли на месте. Отбивался один гвардеец Коренной, уже раненный несколько раз штыками. Прижавшись к стене, он отбивал удары и наносил их сам, пока не сломался штык. Тогда он начал действовать прикладом. Когда израненный солдат упал на груду тел, враги не осмелились его добить. Насчитав на нем 18 штыковых ран, они отнесли гвардейца на перевязочный пункт. Узнавший о его подвиге Наполеон в приказе по армии поставил русского героя в пример.

Не менее важную роль играет войсковое товарищество и в повседневной армейской жизни, так как выполнение обязанностей военной службы всегда сопряжено с риском и опасностью. Войсковое товарищество в воинских коллективах проявляется во внимании и уважении к сослуживцам, во взаимопомощи между воинами, в четкой и принципиальной оценке своего поведения и поступков товарищей, в правильном отношении опытных военнослужащих к молодым солдатам.

Дружба и товарищеская выручка в воинских коллективах - одни из важнейших факторов, влияющих на боеготовность воинских частей и подразделений.

Вопросы и задания

1. Что называют воинским коллективом?

2. Какие черты характерны для воинского коллектива?

3. Каким образом подразделяют воинские коллективы по состоянию внутриколлективных отношений? Какие качества характерны для каждого их типа?

4. В каких формах в воинских коллективах проявляется войсковое товарищество?

5. Какие черты отличают военнослужащего, для которого войсковое товарищество является нормой поведения в воинском коллективе?

6. Почему войсковое товарищество играет важную роль не только в боевой обстановке, но и в повседневной армейской жизни?

Задание 49

Из прочитанных вами книг и увиденных кинофильмов приведите примеры, иллюстрирующие боевые традиции российских воинов.

Задание 50

Проанализируйте взаимоотношения в коллективе вашего класса. Какие показатели характерны для них и к какому типу внутриколлективных отношений, по вашему мнению, можно отнести ваш класс?

Памяти поколений – дни воинской славы России

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Русской православной церковью были установлены специальные «викториальные дни», когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.

Возрождая одну из лучших российских традиций, 10 февраля 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России». В список праздников вошли наиболее выдающиеся события военной истории России и Советского Союза.

Всего этим законом установлено 16 дней воинской славы России.

Дни воинской славы России

Федеральным законом от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» были установлены Дни воинской славы (победные дни) России:

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944);
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943);
23 февраля - День защитника Отечества;
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242);
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1945);
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709);
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714);
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943);
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812);
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790);
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380);
4 ноября - День народного единства;
7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать чертвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941);
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853);
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941);
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790).

Блокада Ленинграда проводилась немецко-фашистскими войсками с 8 сентября 1941 г. с целью сломить сопротивление защитников города, задушить их голодом, прервать связи города со страной. Прорвана в январе 1943 г. в результате операции «Искра», снята окончательно в январе- феврале 1944 г. в ходе Ленинградско-Новгородской операции.

Германо-австрийская интервенция в Советской России с целью захвата и колонизации некоторых ее областей началась 18 февраля 1918 г. и развернулась по всей полосе от Балтийского до Черного морей. Поводом для нее послужил срыв мирных переговоров с Германией. Германо-австрийские войска оккупировали Прибалтику, большую часть Белоруссии, часть западных и южных районов РСФСР, Украину, Крым и часть Северного Кавказа. Старая русская армия, не способная оказать противнику сопротивление, оставляла позиции без боя. Советское правительство опубликовало декрет «Социалистическое Отечество в опасности!» и призвало народ на борьбу с интервентами. Для организации отпора германскому нашествию был создан Временный исполнительный комитет Совнаркома. Началось массовое вступление трудящихся в Красную Армию, развернулось строительство укреплений. Первые бои с германскими войсками молодых отрядов Красной Армии происходили 22 и 23 февраля 1918 г. под Псковом, Нарвой, Ревелем. В ознаменование этих исторических событий 23 февраля стали отмечать как День Советской Армии и Военно-Морского Флота. Ныне - День защитника Отечества.

Ледовое побоище - битва русского войска с рыцарями немецкого Ливонского ордена в 1242 г. на льду Чудского озера, закончившаяся полным разгромом захватчиков. Умело используя местность и численное преимущество русских войск (15-17 тыс. человек) в пехоте и учитывая тактику противника (наступление «клином»), возглавлявший русское войско князь Александр Невский 2/3 своих сил выделил на фланги, чтобы охватить врага с двух сторон. Рыцарское войско (10-12 тыс. человек) в начале битвы прорвало центр русского боевого порядка и втянулось в жестокую рукопашную схватку с фланговыми полками, которые лишили его возможности маневра. Удар засадных дружин довершил окружение немецкого войска. Под тяжестью рыцарской конницы лед на озере проломился, и многие рыцари утонули. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром. Ледовое побоище - одно из выдающихся сражений средневековья, классический образец окружения противника. Русское войско превзошло противника в военной организации и тактике, проявило высокую доблесть и мужество. Победа в Ледовом побоище сорвала агрессивные планы крестоносцев, на многие годы обезопасила западные границы Руси.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг. - справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины против фашистской Германии и ее союзников; важнейшая и решающая часть Второй мировой войны 1939-1945 гг. Она была развязана фашистской Германией, стремившейся к мировому господству. Готовясь к войне против СССР, Германия создала огромный военно-экономический потенциал, использовав экономические и людские ресурсы не только своей страны, но и оккупированных ею стран Европы. Общая численность вооруженных сил Германии к середине 1941 г. составляла более 7,3 млн человек. Стратегический план войны против СССР «Барбаросса» предусматривал уничтожение главных сил Советской Армии, стремительное продвижение в глубь страны и выход на линию Архангельск - Астрахань.

В первый период войны, летом и осенью 1941 г., советские войска на всех направлениях вели упорные оборонительные сражения, нанося противнику огромный урон. В приграничных сражениях 1941 г. наши войска обескровили ударные группировки вермахта. Главные события развернулись на Московском направлении.

Битва за Москву . Основные усилия немецко-фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват советской столицы. Группа армий «Центр» прорвала нашу оборону и окружила значительную часть защищавших Москву войск. Но они, сражаясь в окружении, сковали большие силы вермахта, позволив вновь созданным Калининскому, Западному и Брянскому фронтам к концу октября остановить врага на Можайской линии обороны. Немецкое командование в середине ноября возобновило наступление. Преодолевая упорное сопротивление советских войск, ударные группировки противника к концу месяца вышли к каналу Москва - Волга (25-30 км от столицы).

Во главе обороны Москвы 10 октября 1941 г. был поставлен Г. К. Жуков. Он энергично и решительно восстановил оборону разбитых фронтов. Умело разгадывая очередные ходы противника, полководец искусно маневрировал силами и средствами, быстро создавая на угрожаемых направлениях надежные заслоны.

Обескровленная в результате таких действий группа армий «Центр» была вынуждена перейти к обороне. А 5-6 декабря 1941 г. советские войска развернули контрнаступление. Враг был отброшен на 100-250 км на запад, были освобождены 11 тыс. населенных пунктов, разгромлены 11 танковых, 4 моторизованных и 23 пехотные дивизии противника.

Битва под Москвой стала одним из важнейших событий Великой Отечественной войны и впервые с начала Второй мировой войны завершилась крупным поражением вермахта.

Большое психологическое значение для всего советского народа имело проведение военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 г. Участники этого парада прямо с площади уходили на фронт защищать Москву.

Сталинградская битва 1942-1943 гг., оборонительная (17 июля - 18 ноября 1942 г.) и наступательная (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) операции советских войск во время Великой Отечественной войны. Цель - оборона Сталинграда и разгром действовавшей на Сталинградском направлении группировки немецко-фашистских войск. В Сталинградской битве участвовали войска Сталинградского и левого крыла Воронежского фронтов, Волжская военная флотилия и Сталинградский корпусной район ПВО. Для наступления на Сталинградском направлении немецко-фашистское командование вначале направило 6-ю армию, а с 31 июля и 4-ю танковую армию. В оборонительной операции советские войска обескровили главную группировку противника под Сталинградом и создали условия для перехода в контрнаступление. Сосредоточив дополнительные силы, советское командование осуществило наступательную операцию, в результате которой были окружены и разгромлены немецкие 6-я армия и 4-я танковая армия, часть 3-й румынской и 8-я итальянская армия. Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне. Противник потерял в ней убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 1,5 млн человек - четверть своих сил, действовавших на советско-германском фронте. Она внесла решающий вклад в достижение коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной войны, но и всей Второй мировой войны.

Курская битва 1943 г. - оборонительная (5- 23 июля) и наступательная (12 июля - 23 августа) операции Великой Отечественной войны, проведенные Советской Армией в районе Курского выступа; одна из решающих битв Второй мировой войны. Гитлеровское командование планировало провести летнее наступление, овладеть инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. Имея сведения о подготовке немецко-фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение перейти к обороне на Курском выступе и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление.

Упорная и стойкая оборона советских войск измотала и обескровила врага. В результате последующего контрнаступления были разгромлены группировки противника на Орловском и Белгородско-Харьковском направлениях. В Курской битве вермахт потерял около 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Его наступательная стратегия потерпела полное крушение. Победа в Курской битве стала одним из важнейших этапов достижения победы Советского Союза над фашистской Германией.

В ходе третьего периода войны (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.) Советская Армия провела последовательные операции на фронте от Балтийского до Черного морей, что привело к разгрому основных группировок противника. В январе - первой половине апреля 1945 г. в результате мощного наступления Советской Армии на всем советско- германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша, значительная часть территории Чехословакии, Венгрия, восточная часть Австрии со столицей Веной. Советские войска вышли к р. Одер и захватили плацдармы на ее западном берегу. В ходе Берлинской операции, начавшейся 16 апреля 1945 г., наши войска окружили и разгромили мощную группировку противника и 2 мая овладели столицей Германии Берлином, а 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.

Победа в Великой Отечественной войне имела большое всемирно-историческое значение. Советские Вооруженные Силы избавили человечество от угрозы фашистского порабощения, спасли мировую цивилизацию, оказали помощь многим народам Европы и Азии в освобождении от поработителей.

Полтавская битва - генеральное сражение между русской и шведской армиями во время Северной войны 1700-1721 гг. Шведская армия Карла XII (35 тыс. человек, 32 орудия), вторгшись на Украину, осадила Полтаву, чтобы, пополнив запасы, развернуть наступление на Харьков и Москву. Героическая оборона Полтавы сорвала планы Карла XII, дав возможность русской армии во главе с Петром I сосредоточить силы и подготовиться к генеральному сражению. Готовя сражение, Петр I оборудовал подступы к укрепленному лагерю русской армии редутами, расположил в них войска и артиллерию. Замысел Петра I состоял в том, чтобы измотать противника на линии редутов, а затем разгромить в полевом бою. В ходе сражения русские войска опрокинули шведов и вынудили их к отходу, который вскоре перерос в бегство. Окончательно шведская армия была разбита в ходе преследования у Переволочны, где ее остатки сдались русским войскам. Полтавское сражение предопределило перелом в Северной войне в пользу России, подняло ее авторитет, раскрыло полководческий талант Петра I.

Гангутское сражение произошло между русским и шведским флотами в ходе Северной войны 1700-1721 гг. близ п-ова Гангут (Ханко) на Балтийском море. Русский флот (99 галер с десантом в 15 тыс. человек) разгромил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, отряд гребных судов). Русские моряки смелой атакой принудили к сдаче 10 шведских кораблей. Остальной шведский флот отошел к Аландским о-вам. Победа в Гангутском сражении, первая в истории русского регулярного флота, позволила перенести боевые действия на территорию Швеции. Петр I приравнивал победу в Гангутском сражении к победе под Полтавой в 1709 г.

Бородинское сражение между русской армией М. И. Кутузова (120 тыс. человек, 640 орудий) и французской армией Наполеона (130-135 тыс. человек, 587 орудий) произошло в районе села Бородино во время Отечественной войны 1812 г. После отхода из-под Смоленска М. И. Кутузов решил, опираясь на заранее избранную для обороны и подготовленную в инженерном отношении позицию, нанести французской армии возможно большие потери, изменить соотношение сил в свою пользу и перейти в контрнаступление с целью разгрома вторгшегося в Россию противника. Наполеон, подойдя к русской позиции у Бородино, вынужден был наносить фронтальный удар основной частью своих войск (86 тыс. человек) с целью разгромить русскую армию, выйти ей в тыл и, прижав главные силы русских войск к Москве-реке, уничтожить их. Ожесточенный бой за Шевардинский редут позволил М. И. Кутузову разгадать замысел Наполеона. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Н. Н. Раевского, которыми противнику удалось овладеть ценой огромных потерь. Но развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции. В итоге Бородинского сражения французы, потеряв более 50 тыс. человек, не достигли поставленной цели. Замысел М. И. Кутузова был реализован. Русская армия, потеряв 44 тыс. человек, сохранила основные силы, отошла к Москве, а затем оставила ее. Бородинское сражение выявило кризис наполеоновской стратегии генерального сражения и превосходство стратегии М. И. Кутузова, рассчитанной на разгром противника в ряде сражений.

Победа русской эскадры над турецкой у мыса Тендра. У м. Тендра (северо-западная часть Черного моря) в русско-турецкую войну 1787-1791 гг. русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардировочный корабль, 20 вспомогательных судов, около 830 орудий) Ф. Ф. Ушакова нанесла поражение превосходящей по численности турецкой эскадре (14 линейных кораблей, 8 фрегатов, 23 вспомогательных судна, около 1400 орудий). Эта победа обеспечила господство русского флота на Черном море в кампании 1790 г.

Куликовская битва между русскими войсками во главе с великим князем владимирским и московским Дмитрием Ивановичем (100- 150 тыс. человек) и войсками Золотой Орды под командованием темника Мамая (100-150 тыс. человек) на Куликовом поле - одна из крупнейших битв средневековья, положившая начало освобождению русского и других народов Восточной Европы от монголо-татарского ига. Исходя из тактики врага (вести бой на окружение), был создан глубокий боевой порядок русского войска: в центре стоял большой полк, правее и левее его - полки правой и левой руки, фланги которых упирались в труднодоступную местность. Впереди главных сил были расположены сторожевой и передовой полки. За большим полком располагались частный резерв и сильный засадный полк. В ходе боя противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. Исход битвы в пользу русских войск решила внезапная атака засадного полка по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы, поддержанная ударом других полков. Вражеские войска были обращены в бегство. Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тыс. человек убитыми и ранеными). После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

Освобождение Москвы от польских интервентов . 1611 год был одним из самых тяжелых в истории России. В Карелию вторглись шведы. Войска польского короля Сигизмунда III продолжали осаду Смоленска. Польский гарнизон в Москве с ожесточением подавлял все выступления жителей против интервентов. Именно в этой тяжелой обстановке было сформировано ополчение, имевшее целью освободить Москву и всю Русскую землю. Инициатором его создания стал выборный нижегородский голова Кузьма Минин. Во главе новых полков Минин уговорил встать князя Дмитрия Пожарского. В июле 1612 г. до Ярославля, где заканчивали формировать ополчение, дошли слухи о том, что Сигизмунд снаряжает для отправки в Москву 12-тысячное войско под командованием гетмана Яна Кароля Ходкевича. Пожарский не мог допустить, чтобы поляки соединились, и поэтому он отправил к Москве отряд князя В. Тургенева, который должен был встать у Чертольских ворот. Основные силы Пожарский приказал расположить у Арбатских ворот. Тем самым войску Ходкевича был полностью перекрыт путь в Китай-город и Кремль. Ходкевич пробовал пробиться, но русские отбили его атаки и окружили Китай-город и Кремль. Пожарский послал полякам письмо. «Ваш гетман, - написал он, - далеко: он ушел в Смоленск и к вам не воротится скоро, а вы пропадете с голоду. Королю вашему теперь не до вас... Не губите напрасно душ своих за неправду вашего короля. Сдавайтесь!» В стане поляков наступил голод. Русские, узнав, что неприятель в таком ужасном положении, предприняли 22 октября 1612 г. сильный приступ на Китай-город. Голодные поляки не могли обороняться и покинули Китай-город.

После этого русские окружили Кремль, но поляки уже не думали защищаться. Сперва они выпустили русских боярынь и дворянок с детьми. А на другой день прислали просить милости и пощады. Пожарский дал обещание, что ни один пленник не погибнет от меча. После этого 25 октября 1612 г. русские отряды торжественно вступили в Кремль. Сейчас эти события отмечают в День народного единства - 4 ноября.

Синопское сражение произошло между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны 1853-1856 гг. Турецкая эскадра Осман-паши (16 кораблей, 510 орудий), стоявшая под защитой береговых батарей (38 орудий), была атакована и уничтожена огнем артиллерии русской эскадры П. С. Нахимова (8 кораблей, 720 орудий). Потери турок составили 15 кораблей, более 3200 человек. Синопское сражение - последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Большая эффективность применявшихся в Синопском сражении пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорила переход к строительству броненосного флота.

Штурм Измаила . Шла русско-турецкая война 1787-1791 гг. Турецкая крепость Измаил представляла собой неприступную твердыню, оборудованную по последнему слову фортификационного искусства: земляной вал с каменными бастионами был окружен рвом шириной до 12 м и глубиной от 6 до 10 м. Турецким гарнизоном (35 тыс. человек при 265 орудиях) командовал отважный военачальник Айдос Мехмет-паша.

Осаду крепости русские войска начали в середине ноября 1790 г., но она не приносила успеха. Тогда для организации штурма был направлен А. В. Суворов. Он прибыл к войскам и немедленно отправил коменданту предложение сдаться: «Я с войсками прибыл сюда. 24 часа на размышление - воля. Первый выстрел уже неволя, штурм - смерть, что и оставляю вам на размышление». На этот лаконичный ультиматум Мехмет-паша ответил, что скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вверх, чем он сдаст Измаил.

В 5 ч 30 мин 22 декабря 1790 г. девять колонн русских войск при поддержке гребной флотилии О. М. Дерибаса начали штурм. Всего два с половиной часа ушло на то, чтобы штурмующие оказались в неприступном Измаиле. Яростные, смертельные схватки начались в городе.

Турки, не надеясь на пощаду, сражались до последней возможности. Но и храбрость русских войск была необычайной, дошедшей как бы до совершенного отрицания чувства самосохранения. Мехмет-паша и все старшие турецкие офицеры были убиты. В плен было взято 6 тыс. человек. После штурма Суворов докладывал Потемкину: «Нет крепче крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший кровопролитным штурмом!»

Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Турцией.

Современный этап развития ВС РФ предъявляет повышенные требования к офицерам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по обучению и воспитанию военнослужащих. Одним из важнейших факторов и условий, определяющих эффективность и качество обучения и воспитания военнослужащих, является высокий уровень использования потенциала воинского коллектива. Проблема его использования относится к вопросам педагогической теории и практики, которые всегда входят в число актуальных.

История нам оставила различные документы, прогрессивные идеи, труды, факты из жизни Российских Вооруженных Сил, в которых рассматриваются различные вопросы деятельности офицеров, их взаимоотношения с подчиненными и их влияние на выполнение задач военного и мирного времени. Офицер всегда рассматривался, как руководитель, учитель и воспитатель своих подчиненных.

В современных условиях, как известно, Вооруженные Силы и стоящие перед ними задачи претерпели коренные качественные изменения. В результате этого предъявляются высокие требования к офицерам, их теоретическим знаниям и практическим навыкам и умениям, к профессионально-этическим качествам. Современный стиль в работе офицерских кадров характеризуется такими основными чертами, как научный подход, компетентность, деловитость, высочайшая степень ответственности за порученное дело, самостоятельность и инициатива, требовательность в сочетании с чуткостью к людям, критическое отношение к результатам своей работы.

Офицер выполняет очень широкий круг обязанностей, важнейшими из которых является организация боевой подготовки , обучение и воспитание подчиненных, руководство боевыми действиями воинских подразделений и частей, грамотная и эффективная эксплуатация техники и вооружения. При этом общими условиями эффективной деятельности командира являются высокопрофессиональные, управленческие, умственные, организаторские, педагогические, морально-боевые и многие другие качества.

Каждый офицер, прежде всего, является военным руководителем. Особое значение в его профессиональной деятельности имеют оргаиизационно-управленческие качественные характеристики , которые включают: организованность, плановость, мастерство в проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий. Умение регулировать и корректировать различные виды деятельности подчиненных, ставить задачи и их выполнять, умение контролировать исполнение служебных распоряжений, мобилизовать подчиненных на решение конкретных задач, управлять различными социальными процессами в подчиненных подразделениях, осуществлять руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и др.

Не менее значимыми в профессиональной деятельности офицера являются военно-педагогические качества. К ним относятся: педагогическая культура и профессиональное мастерство в решении задач служебной деятельности, в поддержании боеготовности, в укреплении воинской дисциплины; педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, культура речи, требовательность, педагогический такт, различные элементы педагогической техники, обеспечивающей эффективные воздействия на подчиненных.

В деятельности командира как руководителя большую роль играют его военно-специальные качества , такие как: знания теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразделения и противника, высокая военно-профессиональная эрудиция, личная дисциплинированность, внешний вид, военно-профессиональный и моральный авторитет.

Для выполнения офицером своих обязанностей недостаточно быть только хорошим организатором, знатоком военного дела или обладать методическими навыками. Важно быть личностью с высоким духовнонравственным потенциалом, в которой присутствуют такие понятия, как честь и честность, профессиональный долг, уважительность, доброжелательность, принципиальность, убежденность, справедливость. Эти качества позволяют быть авторитетным, эффективно влияющим на жизнь воинского коллектива. Под авторитетом понимается влияние офицера на подчиненных и положительное отношение, доверие и уважение военнослужащих к нему, основанное на служебном положении, воинском звании, глубоких знаниях, компетенции, деловитости и личностных качествах офицера. Кроме того, авторитет - это высокая квалификация, образцовый внешний вид, стиль взаимоотношений, уважительное отношение к людям. Разумеется, в работе по руководству подчиненными встречается немало трудностей. Их преодоление требует от офицерских кадров высоко развитой воли, мужества, упорства, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности, инициативы, которые в значительной мере повышают его авторитет и усиливают положительное влияние на личный состав.

Военная служба - дело коллективное, и от каждого военнослужащего зависит, будет ли выполнена поставленная задача. Поэтому в деятельности офицера одной из важных задач является управление вверенным личным составом.

Каждый военнослужащий подразделения выполняет порученные ему задачи, в ходе которых требуется взаимодействие, совместная работа с сослуживцами. Хотя военнослужащие отличаются друг от друга и имеют индивидуальные особенности, но совместная деятельность их порождает такие общие психические явления, как эмоциональная атмосфера подразделения, симпатии, антипатии, общие интересы. В воинском подразделении в результате непосредственного общения происходит взаимовлияние военнослужащих друг на друга. Имеет место взаимная требовательность, следование примеру, обмен опытом, информацией, мнениями, настроениями. У каждого военнослужащего возникает стремление к самоутверждению, к занятию авторитетного положения в жизни подразделения.

В ходе управления офицер сталкивается с необходимостью учитывать морально-психологическую атмосферу, нравственный климат, существующий в подразделении. Учет его оказывает большое влияние на эффективность общей деятельности подразделения, уровень его сплоченности и дисциплины, а также на личность каждого военнослужащего в подразделении. Хороший психологический настрой в подразделении, бодрость, уверенность, взаимопонимание, уважение друг друга, доброжелательность, взаимная требовательность, товарищество, дружба - необходимые предпосылки и условия слаженности и согласованности общей деятельности военнослужащих. И наоборот, трения, конфликты, нездоровые мнения, подавленное настроение, психологическая несовместимость резко снижают результаты деятельности и воспитательные возможности любого подразделения. Для повышения эффективности управления в подразделении важно решать вопросы коллектива.

Общие признаки воинского коллектива

Сущность и признаки воинского коллектива

В ходе совместной деятельности люди практически всегда вступают в социальные общности - группы. Группой принято называть определенное объединение людей. Все человеческое общество состоит из множества групп, которые различают по целому ряду признаков:

По целям и содержанию деятельности (трудовые, боевые, учебные и другие группы);

По способу объединения (группы производственные, бытовые и т. д.);

По форме организации и возникновения (группы реальные, условные, организованные, формальные и неформальные);

По характеру и контактности общения, отношений к личности всех других членов группы (первичные контактные и вторичные - дистантные).

Кроме того, выделяют большие и малые социальные группы.

Большие социальные группы - это классы, прослойки, политические группы, партии, профессиональные союзы, вооруженные силы, нации и другие (возрастные, образовательные) общности и объединения.

Малые социальные группы - это воинское подразделение, цех, школьный класс, студенческий курс. Их принято называть первичными. Они отличаются от больших тем, что в них осуществляется постоянное межличностное общение, контакт, взаимодействие.

Следует отметить, что группа - более широкое понятие, чем коллектив. При этом не всякая может рассматриваться в качестве коллектива.

Принято считать, что малые социальные группы классифицируются в зависимости от уровня развития и социальной направленности. Наиболее известные разновидности - ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив (см. рис. 1).

Любая малая социальная группа проходит три уровня развития: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характерен для группы военнослужащих, которые только что объединились на основе приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат), что обычно называется ассоциацией - группой, имеющей официальную структуру и общую цель, «но не действующей как целое». Поэтому в ней не развиты ни подготовленность, ни организационное единство, ни психологическая коммуникативность. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от количества военнослужащих. Известно, что каждый член группы не может находиться в объективных личностных отношениях более чем с 7 -12 другими ее членами. Складывающиеся отношения составляют внутреннюю структуру элементарной группы. Если группа больше, например, состоит из 15 или 20 человек, то она стремится к разделению на несколько групп.

Многочисленные наблюдения за поведением призывников указывают на то, что им требуется от 3 до 5 дней, чтобы познакомиться друг с другом.

За это время уменьшается выраженность депрессивных настроений, устанавливаются эмоциональные контакты. Иногда это происходит еще раньше, например, в пути следования к месту службы или на призывном пункте. Среди земляков сразу же можно определить лидера и круг его общения. Если в команде призывники разделились на несколько групп с активными лидерами, то между ними могут возникнуть эмоциональные конфликты либо отношения спортивного соперничества.

Если ассоциация не распадается, то она постепенно переходит на средний уровень развития, который характеризуется более осознанной деятельностью и дисциплинированностью военнослужащих. Такую группу называют кооперацией. В ней, как правило, наблюдаются прочные служебные и товарищеские отношения. Командные функции выполняют назначенные лица, имеющие определенную власть. Кроме того, в группах-кооперациях существуют неофициальные лидеры, которые либо поддерживают младших командиров, либо затрудняют официальное управление. Здесь имеется подготовленность и организационное единство. Однако мотивы, побуждающие к достижению общего результата и цели деятельности, не имеют четкой нравственной направленности. Нет в такой группе и высокого уровня психологической коммуникативности.

При благоприятных условиях в подразделении через 10-15 дней образуются 2-3 группы-кооперации, включающие в свой состав от 3 до 7 военнослужащих. Проходит некоторое время, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития - уровень автономизации.

Автономная группа характеризуется четкой организационной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов деятельности. Здесь возрастают управленческая роль младших командиров и социальная активность лидеров. При этом в большинстве случаев между командирами и лидерами существенных противоречий не возникает, хотя отдельные трения и возможны.

Следует отметить, что от уровня социального развития воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой деятельности. В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Для последних сложные и опасные ситуации становятся своеобразными катализаторами социальной активности, преодолевая трудности, военнослужащие еще больше сплачиваются.

Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опасность. Это связано с тем, что высокая организация, единство взглядов, эмоциональная удовлетворенность при наличии сильного и авторитетного лидера создают условия для появления у группы как социальной, так и асоциальной ориентации. Например, если военнослужащие объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превращается в воинский коллектив. С другой стороны, если военнослужащие скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом.

Корпорации - внутренне организованные группы, обладающие внутренней структурой и общей деятельностью, цели которых определяются как «личные через групповые».

Корпорация характеризуется высокой степенью подготовленности, организационного единства и психологической коммуникативности, но отличается по нравственной направленности групповым эгоизмом и индивидуализмом. Как отмечают многие исследователи, именно корпоративный дух, или групповой эгоизм, создают условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений воинской дисциплины, поскольку деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1 -2 негативных лидеров.

Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, совместной социально-полезной деятельностью. Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее «собранность», т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова «кружок». В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражают понятия «товарищество», «воинское братство».

«Нельзя представить себе коллектив, если взять по простому сумму отдельных лиц, - говорил А.С. Макаренко. - Коллектив - это социальный, живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Воинский коллектив - организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника.

Воинский коллектив имеет ряд характерных признаков, наиболее типичные из которых - организованность, общественно значимая цель деятельности, сплоченность, совместимость (см. рис 2).


В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего из них выделяют три основные: социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости.

Первая, начальная стадия развития воинского коллектива (стадия социального единства) характеризуется тем, что, находясь на ней, военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Она проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Нередко одна небольшая группировка безнравственных военнослужащих становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива.

На второй стадии (стадии войскового товарищества), как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая не мыслима без коллективного мнения и настроения, взаимоотношений и сплоченности, дисциплинированности и коллективных привычек.

На третьей стадии социальной и боевой зрелости достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций воинского коллектива. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый морально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

Для обеспечения процессов взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач, для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие социально-психологические условия:

а) наличие общих, согласованных позиций членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующихся на основе морального единства военнослужащих, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения, как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Независимо от вида общественно- полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно-полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений. Не является исключением и воинский коллектив. Воинское подразделение как определенная социальная общность возникает на базе организационной структуры части (корабля) и включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально- психологические особенности. Среди таких подсистем есть формальные и неформальные группы. К первым относятся строевые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы, ко вторым - группы земляков, друзей, любителей музыки, спорта и т. п. Кроме того, в подразделении существуют ранговые группы, связанные с функциями управления и руководства личным составом. Это могут быть официальные ранговые группы сержантов, офицеров, которые управляют людьми согласно своим функциональным или общественным обязанностям, но возможно формирование и неофициальных ранговых групп военнослужащих, которые руководят воинами в соответствии со своими эгоистическими интересами.

Наиболее тесно и непрерывно контактируемый коллектив называется первичным. Первичными коллективами в армии являются отделение, расчет, экипаж, взвод, рота (батарея) и им равные. Узкая группа военнослужащих, насчитывающая два-три и более человека, называется микрогруппой.

Таким образом, воинский коллектив как высшая форма объединения людей характеризуется организованностью, сплоченностью, совместимостью, общественно значимой целью деятельности, относительной устойчивостью и продолжительностью совместного функционирования.

Социально-психологические характеристики воинского коллектива

Одной из важнейших социально- психологических характеристик воинского коллектива является морально- психологический климат. Под этим термином понимают преобладающий и относительно устойчивый психический настрои коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу. Отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, сержантами, офицерами) и отношением по вертикали в системе руководства и подчинения.

Служебные отношения - важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Они официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Морально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций и чувств, которые существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива - это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению.
Коллективные потребности - это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в личностную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

Коллективное мнение - совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества, Вооруженных Сил, в поведении и деятельности как всего воинского коллектива, так и каждого военнослужащего, входящего в него. Коллективное мнение может проявляться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т.п. Оно как бы информирует военнослужащего о реакции на его действия и поступки со стороны других членов коллектива и тем самым способствует принятию адекватных решений, выбору образа поведения и действий.

Коллективные традиции - относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (боевой, вахтенной) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К их числу относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражаются обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления.

Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются такой характеристикой, как групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих в совместной военно-профессиональной деятельности.

Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности.

В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении вахтенной или боевой службы и др.).

Таким образом, рассмотренные социально-психологические характеристики воинского коллектива в совокупности дают возможность оценить морально-психологический климат, в котором живут и выполняют свои задачи военнослужащие подразделения, воинской части.

Руководителю ОГП целесообразно провести занятие методом рассказ- беседа с рассмотрением примеров из жизни подразделения.

В первом вопросе основное внимание необходимо направить на определение сущности коллектива, основные характерные отличия воинского коллектива от других форм социального объединения людей, а также разъяснение слушателям особенностей этапов (стадий) развития воинского коллектива.

При раскрытии второго вопроса занятия важно не только разъяснить солдатам (матросам) важнейшие социально-психологические характеристики воинского коллектива, но и обозначить роль каждого военнослужащего в создании и поддержании здорового морально- психологического климата в подразделении.

В заключительной части руководителю необходимо сделать выводы, отметить наиболее активных слушателей на занятии, дать задание на самоподготовку.

1. Давыдов Д. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов//Ориентир. - 2009. - №6.

2. Военная педагогика и психология. Психология воинского коллектива. - М.: 1986.

3. Колосов А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. // Ориентир. - 2008. - № 8.

4. Психология и педагогика. Военная психология. Под ред. Маклакова А.Г. -СПб.: Питер, 2004.

Подполковник Андрей Колосов

Психология воинского коллектива - это раздел военной психологии, изучающий социально-психологические явления, проявляющиеся в процессе совместной жизни и деятельности военнослужащих подразделения.

Коллектив - это объединение людей, связанных единством деятельности, ее целей, средств и организации, общностью взглядов, норм и правил поведения, единой волей и общим руководством.

Воинский коллектив - это высокоорганизованная общность дисциплинированных военнослужащих, объединенных для совместного решения задач овладения военным делом, поддержания постоянной боевой готовности в интересах защиты Отечества; - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Он представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности.

Особенности воинского коллектива:

Специфичность целей и деятельности;

Деятельность строится на основе уставной организации, а также специфических норм правил поведения;

В бою выполняет свои задачи силой оружия, насилием по отношению к врагу;

Стабильность, относительная длительность и непрерывность пребывания личности в одном коллективе;

Специфическая разнообразность личного состава;

Специфичность оплаты за деятельность.

Такие общности образуются в рамках организованной структуры подразделений с их системой управления, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха. Но сама по себе эта организованная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина.

Психология и поведение отдельного человека существенно зависит от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения называемые группами.

Признаки коллектива:

Организация, наличие органов управления, руководства;

Общественно-значимая цель деятельности;

Длительность совместного пребывания;

Определенный уровень сплоченности и дисциплины;

Общая психология.

Основой для возникновения и проявления всех социально-психологических явлений в коллективе является совместная деятельность и общение военнослужащих. Носителем психологии коллектива выступает весь коллектив или его большая часть, но не отдельная личность.

Объективные условия, в которых находится воинский коллектив, представляет широкие возможности для формирования психологии коллектива.

Социально-психологические явления коллектива являются важным фактором формирования и воспитания личности, проявления ее качеств и черт в процессе общения и выполнения определенной социальной роли.

Психология воинского коллектива, как и любого другого, составляют разнообразные социально-психологические процессы и явления, характеризующие содержание и состояние реального сознания данного коллектива.

В структуре воинского коллектива могут выделяться подструктуры, компоненты по степени устойчивости и подвижности.

Исходя из вопроса, следует вывод что, изучив воинский коллектив и зная его особенности, можно более эффективно использовать подразделение при решении поставленных задач, и на порядок уменьшить количество нарушений воинской дисциплины.

Вывод по главе: изучить психологические характеристики личности воина и воинского коллектива, играющие важную роль в поведении военнослужащего, а также духовный мир своих подчиненных - значит установить особенности направленности, характера, способностей и темперамента каждого из них, уяснить закономерности проявления их в поведении, эффективно построить деятельность подразделения, а также быть в состоянии прогнозировать будущее поведение военнослужащих, в том числе и в условиях боевой обстановки.



Поделиться: