Послание к римлянам апостола павла. Послание апостола павла к римлянам Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает

Е. Снова о взаимоотношениях верующих (14:1 - 15:13)

Павел уже рассмотрел различные стороны личных взаимоотношений верующих с другими людьми (12:9-21; 13:8-10), но вот взаимоотношения в среде самих христиан представляются апостолу столь важной темой, связанной со специфическими проблемами, что это требует особого обсуждения. Отношения между членами Божией семьи должны быть непременно гармоничными.

1. НЕ СУДИТЕ (14:1-12)

На разных уровнях духовной зрелости находятся те, кто уверовали во Христа. И жизнь они прожили разную, что сказывается на представлениях их и поведении. Следовательно, первым уроком, который следует усвоить ради того, чтобы жить в ладу с другими верующими, - это прекратить осуждать друг друга.

Рим. 14:1-4 . В центре этих стихов - тот, кто слаб ("немощей") в вере, и это подчеркнуто вынесением слова "немощный" в самое начало. Павел наставляет своих читателей "принимать" (сравните 15:7) такового "без споров о мнениях". То есть христианина, которому свойственны определенные колебания и неуверенность, следует принимать в среду верующих не с тем, чтобы опровергать его мнения, ссорясь с ним по этому поводу.

Разные точки зрения были в то время, в частности, на то, следует ли употреблять в пищу мясо: "Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи". В англ. Библии эта фраза звучит несколько иначе: "Вера одного позволяет ему есть все, а другой, слабый в вере, ест овощи". Почему некоторые верующие были тогда вегетарианцами, не сказано.

Поскольку эта проблема как-то связана с исповеданием христианской веры, возможно, что некоторые верующие предпочитали вовсе не есть мясо, чем ненароком употребить в пищу идоложертвенное (сравните 1-Кор. 8; 10:23-30). Но не причина, которой они руководствовались, занимала апостола, а возникшее в связи с этим разномыслие среди верующих.

В подобных обстоятельствах важно, чтобы одни не осуждали других. Греческое слово ексоутгенейто. переведенное как "уничижать", встречается также в Рим. 14:10 и употреблено в значении "отвергать с презрением" (сравните с употреблением этого же слова в Гал. 4:14; и 1-Фес. 5:20). Причина, по которой "сильные" верующие не должны презирать "слабых верующих", а "слабым" не следует осуждать "сильных", заключается в том, что "Бог принял" (то же самое слово, что и в 14:1) и тех и других. (Вторая причина этого приведена несколько позже, в 10 стихе.) Каждый верующий является рабом Божиим и даст отчет Богу как своему Судье.

Тем же, кто судит других христиан, Павел задает вопрос: "Кто ты, осуждающий чужого раба?" (Здесь греческое слово оикитен, переведенное как "раб", на самом деле не означает раба в точном смысле слова (греческое слово "дулос"), но домашнего слугу. Причастие "осуждающий" ("ты, осуждающий"), по-видимому, указывает на то, что Павел имел в виду каких-то конкретных людей, принадлежавших к римской церкви.

Такая критика, по его убеждению, недопустима, поскольку слуги подчиняются не друг другу, а своему Господину, Который и оценит их в свое время. Пред своим Господом он стоит или падает, - заключает апостол, - и будет восставлен (по-гречески это звучит примерно так: "будет утвержден на ногах"), ибо силен Бог восставить его. Даже если щепетильного верующего осуждают другие христиане, Бог может защитить его.

Рим. 14:5-8 . Другая причина разномыслия среди верующих тех дней в "различении" дней. "Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно" (речь тут о том, какой из дней считать более священным, а какой - менее; сравните Кол. 2:16). И опять-таки, кто прав, а кто нет, не волнует апостола Павла. Он озабочен тем, чтобы соблюдался принцип: "Всякий поступай по удостоверению своего ума" (сравните Рим. 14:14,22).

Каждому верующему следует чутко прислушиваться к своему сердцу, чтобы удостовериться, что он поступает по воле Господа. И советоваться с Ним. Этот принцип применим в любом случае, где среди верующих могут возникнуть разные мнения, независимо от того, идет ли речь о пище, или о соблюдении праздников, или о других каких-то вещах, прямо не запрещенных Библией.

Все принадлежит Богу, и все освящено Им (1-Кор. 10:25-27; 1-Тим. 4:3-5). В первую очередь надо помнить о подотчетности каждого верующего только Богу - в любой сфере его жизни. Бог видит верующего на всяком месте, и спрашивать с него Его прерогатива, а не других верующих. "Живем ли - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем".

Рим. 14:9-12 . В этих стихах Павел объясняет с богословской точки зрения, почему верующим следует воздерживаться от осуждения других верующих. Одна из причин искупительной Смерти Господа Иисуса и Его воскресения - в том, чтобы стать Ему Владыкой "и над мертвыми и над живыми". А поскольку Владыка - Он, верующим не подобает судить и презирать своих собратьев: ведь никто из них не стоит выше другого - как его судья, но все равны перед единым Судьею - Христом.

Наступит день, когда Иисус, будучи Господом, воссядет на судейском месте (по-гречески бема), чтобы рассмотреть и оценить жизнь и служение каждого из своих слуг (сравните с "всем нам… явиться пред судилище Христово" во 2-Кор. 5:10). В подтверждение неизбежности предстоящего суда Павел ссылается на пророка Исаию (Ис. 49:18 и 45:23); мысль его в том, что каждому придется предстать перед Христом и во всем исповедаться Ему как Господу (сравните Фил. 2:10-11): "Каждый из нас за себя даст отчет Богу", - пишет апостол.

Из того, что, обращаясь к христианам в Риме, Павел и себя включает в их число ("Все мы предстанем" 14:10), следует, что речь он ведет о том "суде Христовом", на который предстанут только верующие (о том же речь и в 2-Кор. 5:10). Поскольку Божий суд будет совершаться посредством Сына (Иоан. 5:22,27), можно полагать, что на судейском месте будут восседать и Отец и Сын. На этом суде не будет решаться вопрос о вечной жизни верующего, ибо он уже был решен в тот момент, когда человек уверовал во Христа (сравните Рим. 8:1); предметом разбирательства на нем станут жизнь и служение верующего Господу (1-Кор. 3:12-15), и каждый получит или порицание или похвалу (1-Кор. 4:4-5). Этот суд над верующими с особой силой свидетельствует о верховном владычестве Бога над всем сущим.

2. "НЕ ПОДАВАЙТЕ СЛУЧАЯ К ПРЕТКНОВЕНИЮ ИЛИ СОБЛАЗНУ" (14:13-23)

Предупреждение Павла "не судить" направлено было против неприятия одними христианами убеждений других (стихи 1-2). Но "медаль" эта имела и другую сторону - восприятие убеждений и поступков верующего его собратьями. Кто-то полагает, что волен поступать по своим убеждениям, которые другими не разделяются. Апостол предупреждает, что такое поведение может служить "к преткновению или соблазну" других верующих, т. е. мешать им в духовном возрастании.

Рим. 14:13-14 . Стих 13 подводит итог вышесказанному, и вводит новую тему: "Не станем же более судить друг друга, а лучше судите" самих себя и свои поступки, что бы вам "не подавать брату случая к преткновению или соблазну", которые могли бы ввести его в грех (сравните 1-Кор. 8:9 и толкование на Рим. 14:20-21).

Возвращаясь к вопросу о пище (14:2-3,6), Павел выражает собственное мнение (сравните стих 5) как христианин, что "нет ничего (в значении - никакой пищи) в себе самом нечистого" (буквально - "простого, грубого") - Деян. 10:15; Рим. 14:20; 1-Кор. 8:8. Проблема, однако, заключалась в том, что не все верующие, в особенности евреи, понимали это так же, как апостол. Потому-то и заключает Павел: "только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто". Однако настаивая на своем понимании "чистого" и "нечистого", верующий может "огорчить" братьев своих. На этом Павел подробнее останавливается в следующих стихах (Рим. 14:15-18).

Рим. 14:15-18 . Как же должен поступать тот, кому убеждения позволяют есть все, в свете предубеждений брата против той или иной пищи? По христианской любви своей он должен пожертвовать своей свободой во Христе, чтобы не дать повода к духовному соблазну брату своему в Господе. А если он будет настаивать на своем праве пользоваться данной ему свободой, огорчая брата (буквально - "причиняя ему боль"), заключает Павел, то уже не по любви будет поступать. Ведь его упрямство может привести к духовной гибели того, за кого Христос умер.

Слово аполи переведенное как "губить", часто означает вечную гибель. Однако в данном случае речь идет не о ней, а о том, что если верующего побуждать поступать против его правил, пусть даже более строгих, чем требуется, то он, возможно, станет терзаться муками совести (сравните 1-Кор. 8:10-12). Упорствующий в своих правах рискует нанести урон своей христианской свободе (в глазах других людей): "Да не хулится ваше доброе", - пишет апостол. То есть, да не считают люди скверным то, что на деле есть "доброе" - вашу христианскую свободу.

Всему этому не должно быть места. В конце-концов пища не самое важное (1-Кор. 8:8) и не в ней суть Царствия Божиего: "Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность (буквально - "честная жизнь, ") и мир (Рим. 12:16,18; 14:19) и радость во Святом Духе" (сравните 15:13). Ими и определяется гармония христианских взаимоотношения.

Хороший христианин более стремится поступать так, чтобы нести другим мир и радость, чем навязывать им свои представления и образ жизни. "Кто сим служит Христу" - в христианской любви и праведности, в мире и радости во Святом Духе - "тот угоден Богу" (сравните Рим. 12:1; 15:1; Евр. 13:21) и заслуживает одобрения со стороны людей (а не осуждения их - стих 16).

Рим. 14:19-21 . Вновь и вновь подчеркивая, как важно христианину не подавать повод к духовному "преткновению" брату своему, апостол призывает читателей: "Итак будем искать того, что служит к миру" (сравните стих 17) и "ко взаимному назиданию" (буквально "того, что помогает укреплять друг друга"; Рим. 15:2; 1-Фес. 5:11). Для Павла пища и кто что думает по поводу нее, были не столь важны, как духовное здоровье верующих и общее дело Божие.

Неверно, по его убеждению, отстаивать собственную свободу во Христе в вопросах пищи ("нет ничего в себе самом нечистого" - Рим. 14:14) и пития, если кому-то другому это служит поводом к "преткновению". "Лучше" вовсе "не есть мяса", пишет он, "не пить вина и не делать ничего такого", что смущает и огорчает брата твоего. Порой следует поступиться своей свободой во Христе, если это служит ко благу других верующих. Как писал апостол в Послании к Коринфянам, "все мне позволительно, но не все полезно" (1-Кор. 10:23). И еще: "Берегитесь однакоже, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных" (1-Кор. 8:9).

Рим. 14:22-23 . Касаясь личных убеждений по вопросам, где сталкиваются разные точки зрения, Павел пишет: "Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом". Другими словами: то, что, ты веришь, - правильно (считаешь правильным по тому или иному вопросу), да будет меж тобою и Богом. Не надо христианину переубеждать другого верующего, имеющего иные представления, дабы он изменил их. Есть вещи, в которых каждый должен "поступать по удостоверению ума своего" (стих 5), потому что каждый живет "для Господа" (стих 8). Христиан, подобных ему самому, у которых чиста совесть в отношении упомянутых дел, Павел считает "блаженными" (буквально - "счастливыми"; стих 22).

С другой стороны, тот, кто ест сомневаясь, - "осуждается". Если христианин ест или делает что-то другое, сомневаясь при этом, правильно ли оно в глазах Господа, т. е. если он "немощен в вере" (стихи 1-2), то поступки его не от веры, не от доверия к Богу проистекают, и, следовательно, подлежат "осуждению". "Все, что не по вере, грех", - резюмирует Павел. Принцип сводится к следующему: "Сомневаешься - не делай". "Сильный" христианин (15:1) сам грешит, побуждая грешить (делая что-то в сомнении, 14:20) своего слабого брата, но согрешает и слабый брат (стихи 1-2), поступая против совести своей (т. е. "не по вере" - стих 23).

Рим. 14:24-26 . (Этот текст в английской Библии помещен в Рим. 16:25-27.)

Апостол подходит к заключительному благословению. Послание к Римлянам содержит в себе самое полное изложение им того, что он называет здесь "Своим благословением" и "проповедью" об "Иисусе Христе". Истинность их есть средство и гарант утверждения слушающих в духовной жизни. Вознося хвалу Богу, Павел выражает это в словах: "Могущему же утвердить вас" (сравните 1-Пет. 5:10).

Апостол говорит, что некоторые аспекты его благовестия (к примеру, Рим. 11:25; 1-Кор. 15:51; Еф. 5:32) и в известном смысле - благовестие в целом (Еф. 3:3-9; Кол. 1:26-27) являются "тайной, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена". Благая весть о Христе не была "явлена" в Ветхом Завете, и лишь в Новом Завете раскрыта она.

В "писаниях пророческих (ветхозаветных; сравните Рим. 1:2), по повелению вечного Бога" (1-Тим. 1:17), имелись ссылки на Христа (Лук. 24:44-45), однако, и сами пророки не вполне понимали, о чем писали они (1-Пет. 1:10-12). Но "ныне", в век Церкви, их писания сделались понятны. Цель этого "откровения тайны в покорении всех народов вере", в послушании их Иисусу Христу (сравните 1:5; 15:18; 1-Пет. 1:2). Из этих слов Павла явствует и его озабоченность распространением Евангелия (сравните Матф. 28:19), и представляется естественным, что он выражает ее в письме к верующим имперской столицы.

Следует вознесение апостолом хвалы "Единому премудрому Богу; тем, что за этими словами сказано: чрез Иисуса Христа", свидетельствуется, что мудрость Божия являет себя через Христа (сравните Кол. 2:3). Богу (Отцу) "слава во веки. Аминь" (сравните 11:36). В конечном счете Бог Отец является Тем Единым, Кому принадлежит хвала и слава (сравните 1-Кор. 15:24-28).

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.

2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.

3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.

6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;

8 а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни.

9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.

10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.

11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.

12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.

13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что‑либо нечистым, тому нечисто.

15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.

16 Да не хулится ваше доброе.

17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.

22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.

23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,

25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,

26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

14:1,2 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи.
Кто такой немощный и какие разногласия во мнениях не должны претыкать христиан собрания?

Немощный (сомневающийся) - это не имеющий пока что твёрдых основ от слова Божьего - своим внутренним убеждениям, это - новообращённый или не способный различать пока что добро и зло за неимением навыка и знаний слова Божьего, но желающий находиться в христианском собрании вместе со всеми.

К немощным мог относиться также христианин, в том числе и иудей, ещё не познавший значения христианской свободы и в сердце своём - являющийся законником, а в христианстве - видит лишь комплект правил и набор установок.
Таких верующих нельзя преткнуть грубостью или недобрым отношением при встрече и в общении, немощных нужно принимать с особым радушием и доброжелательностью, иначе тлеющий фитиль их веры может затухнуть от неумелого с ним обращения. Напоминая себе о том, что Христос умер за нас, когда мы САМИ - ещё были немощны в вере - поможет сильным в вере не превозноситься над немощными собрания.

разногласия во мнениях Из контекста понятно, что в данном случае речь идет о пище, питье и различении дней - Павел не считает эти вопросы принципиальными, по его мнению, мир и согласие в церковной общине - более важная задача, чем разрешение этих споров.
Спорные моменты или разногласия, о которых идет речь, относятся не к сущности благовестия , а к степени веры человека в то или иное. Там же, где под угрозой оказывалась суть благовестия и сохранение чистоты Божьего слова от искажения - реакция Павла была совершенно иной (Гал.1:6.7; 3,1-5; Флп. 3:2,18,19).

14:3,4 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его

не уничижай... не осуждай . В древнем мире было много сект и религий, соблюдавших строжайшие законы относительно пищи. То же делали иудеи. И поскольку Церковь христиан - была собрана из разных народов, в ней были такие, которые относительно еды вообще не соблюдали никаких законов и запретов и ели всё подряд; но были и те, которые сознательно воздерживались от употребления мяса и ели только овощи.
"Сильный" в вере, свободный христианин склонен рассматривать запреты, соблюдаемые "слабым", как рабство букве какого-нибудь закона; "слабый" же в вере испытывает соблазн осуждать "сильного" за свободное поведение, ибо, как кажется ему, «свободный» игнорирует закон, в котором пребывает сам «немощный», думая, что именно тем служит Богу (Теос, Иегове)

Поскольку каждого члена Церкви, как сильного, так и слабого, милостиво привлёк к себе Бог (никто не приходит к Иисусу, если не привлечёт его Отец Христа ) - Павел, обращая внимание на принятие каждого - Богом, разъясняет, что эти ошибочные реакции по осуждению друг друга должны отступить от христиан. Тем более, что собрат по вере служит не нам, а Богу, и если он угоден Богу со всем своим набором взглядов и ответственен перед Ним, то кто мы такие, чтобы соверующий - ещё и перед нами отчитывался? Бог (Теос ) САМ в состоянии восставить христианина, если посчитает возможным и нужным (напоминаем, что Христос – Господин над Христовыми – лишь ходатай пред Богом -1Иоан.2:1,2, восстанавливает упавших Христиан только Бог Иегова по ходатайству Христа )

14:5,6 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума.
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога

Павел неоднократно переживал о тех, кто превращал особые дни в предмет поклонения Богу, в сущности, делал этот день идолом. Особые дни для разных христиан могли быть разными: для иудеев, например, это были субботние дни и дни праздников Моисеева закона, для язычников – дни соблюдения языческих праздников.

В послании к Галатам (4:10,11), Павел писал: "Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас ".
В Послании к Колоссянам (2:16,17) Павел писал: "Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: Это есть тень будущего, а тело - во Христе ".

Павел старался показать христианам, считающим соблюдение праздников - частью поклонения Богу - что христианство не сводится к соблюдению праздников, но сводится к тому, чтобы стать частью тела Христова и пребывать в его праведности пред Богом.

Но, впрочем, если кто-то из христиан для себя к ОСНОВЕ христианства решит ещё и наблюдение каких-то праздничных дней добавить – он сделает это по своему удостоверению ума, Бог же САМ будет смотреть, свёл ли Его раб христианство - лишь к соблюдениям дней или слежке за питанием, и - превратил ли всё это в идолопоклонство или нет.

Нам в любом случае не следует требовать от соверующих - становиться христианами в таком виде, в каком лично мы это себе представляем: кто наблюдает дни - пусть себе наблюдает, лишь бы других не заставлял это делать (кроме праздников, не угодных Богу ). А тот, кто не наблюдает дни - пусть себе живёт без праздников, может, у него другие какие "наблюдения", к примеру, овощные диеты. Лишь бы других не заставлял дни не наблюдать и на овощной диете сидеть.

14:7,8 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - [всегда] Господни
С тех пор, как кто-то решил стать христианином - он и живёт во славу Бога, как и Христос жил, и умирает - так же, как и Христос умер - во славу Бога.

14:9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми
Христос для того и умер за нас, чтобы иметь власть над христианами - в том смысле, что в христианине уже нет раба греха, но есть раб Христа. И если мы живём и умираем во Христе, как рабы ЕГО, а не греха - то сам путь Христов является для христиан показателем тому, что в них победил Христос (изобразился Христос –Гал.4:19), а не мир сей.

14:10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
Есть другие варианты переводов этого текста:

Все мы предстанем на суд Божий (Лутковский, В.Кузнецова, еп. Кассиан, Одинцова-Белинского досл.пер., Заокский, Всемирный пер.центр Подстрочник Винокурова: )

Бесспорно, в конечном итоге окончательный суд будет производить сидящий на престоле Бог, а не агнец, не Христос –Откр. 20:11,12, и сам Христос в определённый исторический момент покорится Богу Вседержителю -1Кор.15:28 Ибо и ранее суд Божий был предсказан – Ис. 45:23.

Однако выясним, велика ли разница в выражениях: Все мы предстанем на суд Христов или Все мы предстанем на суд Божий, чтобы манипулировать этими выражениями для защиты, к примеру, учения о Троице?
Здесь речь идёт о том, что каждый из живущих на земле будет непременно «взвешен на весах» Божьей праведности (справедливости).
Другими словами – каждый будет судим и «оценен» на пригодность для Божьей вечности - НА ОСНОВАНИИ НОРМ и ПРИНЦИПОВ БОЖЬЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ, изложенных в слове Божьем –Иоан.12:48.
На целую 1000 лет Бог доверил это делать Христу для всех живущих в Миллениуме – Иоанн.5:22, в конце же 1000 лет – Иегова Бог определит, кого из участников последнего испытания дьяволом - на вечную погибель, а кого - для вечной жизни сохранить -Откр.20:7-12. Но как Христос, так и Бог будут делать это на основании принципов Божьей справедливости, ибо сын и Отец – суть ОДНО во всём, в том числе - и в подходах к суду человечества.

14:11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.
Здесь же остановимся на цитируемом Павлом тексте Ис.45:23 , на котором защитники Троицы пытаются показать, что речь у Исайи идёт об Иегове, стало быть, Христос – это Иегова и есть. Однако посмотрим весь контекст у Исайи:

Ис.45:22-25 Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог (Иегова), и нет иного. 23 Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено , Мною (Иеговой) будет клясться всякий язык. 24 Только у Господа (У ХРИСТА ), будут говорить о Мне (об Иегове), правда и сила; к Нему (к Христу) придут и устыдятся все, враждовавшие против Него (Христа). 25 Господом (Христом) будет оправдано и прославлено все племя Израилево.

Как видим, Исайя сообщает о времени в истории человечества, когда только У Христа будут говорить об Иегове, то есть, в Миллениуме, в периоде его правления.

Кстати, здесь важно обратить внимание на факт, что если кто-то У Христа – тот говорит об Иегове, не о самом Христе , даже в веке этом. Ибо в Миллениуме ВСЕ будут говорить об Иегове, а в веке этом – только ХРИСТОВЫ, ну и те, кто с ними.

14:12,13 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну
И поскольку каждый христианин за себя даст отчёт Богу, то верующим можно расслабиться и не устраивать слежку друг за другом, но направить усилия на то, чтобы следить исключительно за собой с целью - постараться не преткнуть соверующих СОБОЮ: своим поведением, образом мыслей и всем, что могло бы вызвать у соверующего сомнения в том, а Христовы ли мы рабы? А имеет ли ему смысл быть рабом Христовым, если у него ТАКИЕ сомнительные «рабы»?

14:14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
Здесь в отношении к еде Павел говорит, а не в отношении норм добра и зла для христианина, ибо сталкивались и с таким мнением, когда говорят, что для чистого (для христианина) - всё чисто в том смысле, что творить можно всё, что угодно, лишь бы не сомневаться, что ВСЁ ЧИСТО (сами сомнения - нечисты, дескать)

14:1 5 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
Но если кто-то из немощных в вере пока что на данном этапе духовного возраста воспринимает букву запрета закона как основу закона Божьего – то не стОит пользоваться своей свободой, например, вкушать запретные части туши - в присутствие немощных в вере из-за того, чтобы не создавать им преткновения нарушением известного им запрета. За них умер Христос, а потому, если немощный в вере засомневается в пути Божьем, глядя всего лишь на то, как сильный в вере служитель Бога – нарушает запретное законом - то вина за потерю веры немощного брата будет на сильном христианине.

Но, вместе с тем, Павел не допускает, чтобы слабые в вере насильственно навязывали свое мнение о запретах известного ему закона - всей церкви.

14:16,17 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе
Нельзя допустить, чтобы то доброе имя христиан, которое созидалось для Церкви - разрушилось только из-за того, что сильный не хочет учитывать чувства немощных соверующих.

Не только о своих правах делать что – либо - печься стоит, но и о том, чтобы кого до падения не довести, ибо часто слышим, что, дескать, я право имею, а он - пусть духовно растет. Христиане должны понимать, что служение Господу не должно сводиться ни к разделению христиан на сильных и слабых, ни к демонстрации своей свободы в отношении пищи или пития.

Лучше эту свободу применять для того, чтобы способствовать созиданию праведности всей Церкви и радости от общения друг с другом. Если христианин свободен, то он не потеряет свою свободу, воздержавшись, к примеру, от «священной» части мяса или от японской кухни с «религиозным уклоном»- ради совести немощных. Зато братьев, за которых умер Христос - может и сохранит своим воздержанием.

14:18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей
Церковь - место общественное, и то, как мы поступаем в Церкви - так или иначе влияет на всех членов её. Для того, чтобы дело благовестия не разрушалось и укреплялись братские отношения - христиане должны учитывать мнение соверующих и поступать так, чтобы собою не причинять беспокойства Церкви.

14:19 ,20 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.

Павел вводит понятие коллективной ответственности за сохранение мира в собрании и веры каждого члена Церкви Божьей: забота о благополучии немощного соверующего и укреплении его веры – должна пересиливать желание получить удовольствие от кулинарных изысков, на которых брат может преткнуться. Но не всегда пересиливает, увы: часто мы говорим "пусть взрослеет, это - его проблемы претыкаться на "мясе" .

Тут просто надо научиться различать, на чём именно немощный брат претыкается: если на том, например, что сестра в брюках на собрание ходит - это одно, тут ему просто достаточно показать по Писанию, что запрета на брюки для сестёр нет, да и вообще - брюки - это женская одежда и придумана по причине неудобства в платье на лошади кататься. А потому учись, брат, сестру любить как христианку и в брюках: брюки она ради того, чтобы ТЕБЕ угодить - не обязана переодевать на юбку.

А если немощный претыкается на том, что брат, к примеру, в его присутствии фильмы сомнительного содержания смотрит (о садистах, эротику или спиритические) - то эту немощь христианин обязан учесть, ибо содержимое фильмов противоречит тому Библейскому учению, которое он несёт новичку. То есть, новичок может подумать, что сам христианин - БОГУ не угождаю, а его – учит угождать. Это - сильное преткновение для немощных. В таких случаях не станем смотреть телевизор вовек! в присутствии претыкающегося из-за этого.

14: 21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает
Интересно что значит изнемогает ? Думаем, что брат просто хочет того же, что может себе позволить «знающий» христианин, только его вера не позволяет ему это же проделывать, ибо сомневается в чистоте поступка и сам по Библии обосновать нечистоту поступка брата - не может. Так что для того, чтобы поступать так же, кроме чужого примера - никаких оснований для себя не имеет, но и те, что имеет - не считает достаточными:
«и хочется, и колется, и мама не велит ».

14:22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает
Если я имею твердое основание и уверенность в том, что своими действиями я нисколько не согрешаю пред Богом и поступаю правильно, но при этом я просто не могу удобоваримо объяснить свое упование по Писанию конкретному брату на его уровне так, чтобы он понял и вместил - то мне лучше притормозить.
Если ты сам в себе уверен в том, что пища не может осквернить тебя как христианина – молодец, ешь всё подряд и благодари Бога. Только помни о том, что нет никакой нужды делать это непременно в присутствии тех, кто избирателен к пище и смущать их представления об этом. Свободный и зрелый христианин предпочитает воздерживаться от публичного проявления своего внутреннего понимания свободы.

14:23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех
ибо если кто-то сомневается в правильности своих поступков, но, глядя на тебя, пытается подражать ТВОЕЙ вере, не будучи убеждённым в этом САМ и надеясь на ТВОЁ понимание праведности - то он в таком случае совершит грех, ибо против СВОЕЙ веры пойдёт в попытке угнаться за ТВОЕЙ. Нельзя принуждать братьев делать что-то, что против их совести, ибо всё, что совершается против совести - является согрешением (сознательным нарушением собственного понимания веры) . Единственное, что можно делать в таких случаях - это терпеливо увещевать и разъяснять на основании слова Божьего духовный смысл христианства, отменяющего законничество.

К примеру, я могу пояснить брату, который претыкается на фильме, что ценю главную мысль в фильме, а на стрелялки и сцены всякие-разные - просто не обращаю внимания. Вот фильм "Ликвидация" смотрю много раз, человечность и порядочность людей меня в нём привлекает, жанр, вИдение и талант режиссёра и актёров, а не стрелялки. Поймёт - хорошо, нет - ну не стану его на просмотр этого фильма в гости приглашать, и все дела.

14:24 ,25 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,

Здесь Павел говорит о том, что ныне – во времена Нового Завета - явлена всему миру тайна, о которой пророчествовало Ветхозаветное Писание. Тайна же эта заключалась в приходе Христа и проповеди о сущности его мессианства для того, чтобы весь мир имел возможность с этого времени уверовать в него как в посланника небес и сына Божьего.

14:2 6 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.
Вся слава и честь принадлежит не Иисусу Христу, а Тому единственно премудрому, Кто его послал - Богу и Отцу Иисуса Христа.

14:1 Немощного в вере принимайте. В основе отношения христианина к собрату по вере должны лежать радушие и благожелательность, отражающие любовь к нам Бога во Христе (ст. 3; 15,7).

о мнениях. В данном случае речь идет о пище, питье и различении дней. Павел не считает эти вопросы принципиальными, по его мнению, согласие в церковной общине - более важная задача, чем разрешение этих споров (ср. 12,5.10.16). Спорные моменты, о которых идет речь, относятся не к сущности благовестия, а к степени веры человека. Там, где под угрозой оказывалась суть благовестия, реакция Павла была совершенно иной (напр., Гал. 1,6.7; 3,1-5; Флп. 3,2.18.19).

14:2 ест овощи. Ср. Дан. 1,12.

14:3-4 не уничижай... не осуждай. "Сильный" склонен рассматривать запреты, соблюдаемые "слабым", как рабство закону; слабый испытывает соблазн осуждать "сильного" за поведение, которое, как кажется ему, игнорирует закон. Эти ошибочные реакции должны отступить в свете того, что Бог милостиво принимает и "слабого", и "сильного". Кроме того, собрат по вере служит не нам, а Богу и ответственен перед Ним, а не перед нами.

14:5 Иной отличает день от дня. Для иудейского года была характерна определенная схема священных дней: вероятно, это и подразумевает Павел. Если бы имелось в виду соблюдение субботы, логичнее было бы сказать: иной считает субботу более святым днем, чем остальные.

Всякий поступай по удостоверению своего ума. Или: "Каждый да будет полностью убежден в том, что считает верным", т.е. если сомневаешься - лучше воздержись. См. 4,21.

14:6-7 Призыв к сильным и к слабым соединиться в стремлении поклоняться одному Господу.

14:9-12 Христос - единый Господь всех (ст. 8) и Судия Своего народа. Очевидно, сколь неуместно верующим судить своих братьев. Мы должны только Господу дать отчет о своей жизни.

14:13 - 15,4 Совесть самого Павла стала свободной благодаря учению Христа (ст. 14; ср. Мк. 7,19), но он признает, что не все верующие достигли такой свободы. Предупредительность по отношению к таким братьям (поступок "по любви") подсказывает, что следует избегать поступков, которые могут смутить их. См. ст. 15,16.

14:15 Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. В контексте иудейской веры "гибель" заключалась в отлучении от общины завета (напр., Втор. 28,21.45. 48.51.61.63). Слова Павла укладываются в такое определение. Выражение "за кого Христос умер" здесь подразумевает слабого верой. Поощрять поведение, которое отвергается совестью слабых в вере, означало бы принуждать их поступать против совести. Но, вместе с тем, Павел не допускает, чтобы слабые в вере насильственно навязывали свое мнение всей церкви.

14:16-18 Павел призывает сильных в вере учесть два обстоятельства: 1) то, как они пользуются свободой, может привести церковь к разделениям и навлечь на нее нарекания; 2) Царство Божие (и, следовательно, наша свобода) определяются не пищей и питьем, но благодатными дарами свыше (5,1.2). Поскольку свобода не в пище и питье, ее невозможно потерять из-за воздержания от них.

14:18 одобрения от людей. См. ст. 16. Судья нам - только Бог (ст. 12), однако наши поступки сказываются на других людях и имеют существенное значение для братских отношений и дела благовестия.

14:19-21 Здесь четко определена ответственность верующего: заповедь не допустить чужой гибели дополнена призывом "к миру и ко взаимному назиданию". Для "сильных" это выражается братским общением со "слабыми" и привлечением их к свободе, принадлежащей им во Христе. Свобода в пище и питье - лишь вспомогательное средство для достижения этих целей; благополучие собрата должно возобладать над удовольствием от мяса и вина.

14:22-23 Павел снова призывает "сильных" наслаждаться своей свободой перед лицом Божиим (воздерживаясь от публичного проявления своего внутреннего понимания свободы).

14:25 ныне явлена. Павел имеет в виду новозаветные Писания, но ударение ставит на том факте, что только ныне (т.е. в свете пришествия Христова) уже возвещенное Ветхим Заветом распространилось на все народы.



Поделиться: